Владимир (antipa62) wrote,
Владимир
antipa62

Categories:

АКТУАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ - КАК ОСВОБОДИТЬ СЕБЯ ОТ ДОВЛЕЮЩЕГО ДИСКУРСА

Недавно в одной книге я прочитал важные и очень актуальные рассуждения
Вальтера Биньямина - о важности позиции "критик",
который не осуждает
(Не критикует) -
Но анализирует
И интерпретирует явления мира, находя в том числе -
свои ассоциации и референции....

Один автор может быть истолкован в разных направлениях....
Иногда при жизни автора - его толкования другими могут быть ограничены самим автором.
Но после смерти, особенно если нет "надзора" - разброс и экзотичность толкований - могут пойти по принципу "кто в лес, кто по дрова"...

Большинство основных религий, например, создавалось не столько основателями - сколько толкователями и иногда через продолжительное время - и даже в другую эпоху...
Есть весьма радикально свободные толковательные течения - например, хасидизм....
В иудаизме полезно понимать различие между -
А. Авторитетным "потоком" толкований, опирающимся на традиции - иногда многовековые и
Б. Авторским подходом, озвученным ярким индивидуумом...
Авторскость, особенно в хасидизме - можно внести в категорию СВОБОДА ВЫБОРА - толкований и СМЫСЛОВ.
Ещё один интересный феномен.
Христианство начиналось в том числе как утешительная религия для рабов, т.е. аутсайдеров (в этом мире) которым обещали компенсацию и награду - в мире после смерти.
В новое время протестантизм (в том числе) перевернул вектор - сделав религию - "оплотом" для богатых и успешных.
Кредо протестантизма было - если человек успешный (в том числе богатый) - значит его ЛЮБИТ (и поддерживает) Б-г.
То есть одно и то же христианство - в разных вариантах - поддерживало противоположные ценности.
Поэтому в Европе южные (католические) страны более бедные, а северные (протестантские) страны более богатые.
====
В рамках интерпретации есть два основных узловых момента - в современном мире.
А. Сейчас возникают события - позволяющие и провоцирующие диаметрально противоположные толкования.
С недавнего времени это стало особенно применимо к знаковым политикам.
Кульминацией стала фигура Трампа.
Для одних он стал национальным героем (и благодаря этим людям он стал Президентом).
Для других он стал "исчадием ада" и его демонизация - зачастую абсолютно некритически осмысленная самими его оппонентами - явилась нездоровым феноменом в публичном медиа пространстве.
Кроме Трампа - подобный разброс мнений характерен для Нетаньяху и Беннета в Израиле, Зеленского в Украине, Путина и Лукашенко....
Благодаря миру медиа - поляризация взглядов не только возникает, но и становится агрессивной и шумной.
Б. Второй феномен - эффект "ловушки".
Большинство людей, попадая в один из лагерей, почти не могут вырваться из него, так как лагерь поклонников или противников - обладает феноменом "прилипчивости" в сознании.
Избрав одну из двух "крайних" линий - человек в дальнейшем фильтрует (в том числе неосознанно) новую информацию о человеке и воспринимает только то, что согласуется с мнением его "лагеря" и игнорирует то, что этой позиции "угрожает".
Такая поляризация общественных мнений - стала бичем современного ментального пространства, мешая людям объективно воспринимать реальность.
В. Кроме ментальных установок - оба лагеря подпитываются упрощённым набором эмоций.
Оппоненты персоны могут застрять в наборе:
Страх
Обида
Гнев
И эта злобная "троица" усугубляет картину мира членов лагеря, иногда перекидываясь на восприятие мира в-целом.
То есть те кто ненавидят какого-то политика - могут подспудно ненавидеть и многие другие вещи, так как негативизм может окрашивать восприятие мира в-целом.
====
Кроме политических фигур - особенно поляризующий эффект произвела ситуация с ковидом, когда один лагерь (алармисты) создаёт из ситуации "вселенскую трагедию", а другой лагерь стремится игнорировать ситуацию считая ее надуманной.
Хотя истина конечно в более сложном восприятии феномена.
=====
Осознавая динамику жёсткой поляризации - мы можем понять - как нам противостоять этой напасти.
Большинство духовных течений подчеркивает важность категории - СВОБОДА ВЫБОРА.
Когда человека "засасывает" в один из лагерей - этим он кардинально лишается именно свободы выбора.
Некоторые называют это "тоннельным мышлением", когда человек не может ВЫРВАТЬСЯ из "тоннеля" на "СВЕТ Б-ЖИЙ".
СОХРАНЯТЬ и ПРЕУМНОЖАТЬ - СВОБОДУ ВЫБОРА - ДОЛГ человека перед самим собой.
Человеку по СЛАБОСТИ его - иногда свойственно искать более примитивную картину мира (черно-белую) и этим злоупотребляют те, кто "загоняют" его в один из полярных лагерей.
Но эта примитивизация - из серии "простота хуже воровства", так как у человека буквально "ВОРУЮТ" возможность РАЗНООБРАЗИЯ ВОСПРИЯТИЯ.
Еврейская система использует термин ЗАПОВЕДЬ.
Мы должны применить его в широком смысле.
Человеку должно быть ЗАПОВЕДАНО - защищать и развивать - разнообразие мировосприятия своего и своих ближних.
====
Мы должны начать изучать (старые) и разрабатывать (новые) СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ - РЕАБИЛИТАЦИИ - для "узников" "туннельного мышления"...
=====
Приведем ценный пример.
"Жёсткий" атеизм - создает лагерь оппонентов Б-га.
В иудаизме развился термин "ТШУВА".
В первоначальном смысле термином "БАЛЬ ТШУВА" (или хозяин тшувы) называли человека, который как бы сначала выпал в категорию "Б-гоотрицателей", а потом смог ВЫСВОБОДИТЬСЯ из "туннеля" атеистов - и вернуться в категорию "свободных"....
Слово ТШУВА - переводят по-разному.
Это и "возвращение", и "вопрос" и даже "СОМНЕНИЕ" - хотя все варианты перевода не совсем точные, но отражают разные грани идеи.
Возвращение/вопрос/сомнение - дают нам важные ключи к пониманию.
У человека из полярных лагерей - как бы атрофируется способность задавать вопросы (она же - критическое мышление).
Человек внутри "лагеря" - без вопросов - одобряет или возмущается и не сомневается в своей "усечённой" позиции.
Поэтому в новом дискурсе, который мы ищем - можно использовать термин "Баль Тшува" - как "Хозяин Вопроса".
И не просто вопроса - а умения с помощью правильного вопроса - усомниться в жёсткости своего "порабощенного" мировосприятия.
ХОЗЯИН - противоположен "рабу".
"Раб" - это тот за которого мыслит внешний "некто".
Соответственно ХОЗЯИН ВОПРОСА (БАЛЬ ТШУВА) - это тот, кто с помощью "исцеляющих" критических вопросов - высвобождает сам себя - из навязанного ему - рабства мышления и "рабского" эмоционального реагирования.
Итак, вывод: чтобы человеку не попасть в мыслительное "рабство" - ОТВЕТСТВЕННЫЙ за себя человек - должен сам на себя "наложить" ЗАПОВЕДЬ - стать самому себе - БАЛЬ ТШУВА (хозяин критического и непорабощенного мышления).
Чего я желаю всем своим читателям - и читателям моих читателей!
Делитесь этим "манифестом" и будет Вам счастье разнообразия восприятия мира вместо убогости навязанного Вам чужого мнения.
Лехаим!
автор текста: р. Меир Брук
Subscribe

Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments