Владимир (antipa62) wrote,
Владимир
antipa62

Category:

Парша "Ва-этханан" ("И я молился") וָאֶתְחַנַּן:

Обратим внимание на начало, где Моше-рабейну говорит: "Храните и исполняйте [эти законы], потому что это ваша мудрость и ваш разум на глазах народов, которые, услышав обо всех этих установлениях [חוקים], скажут: "Как мудр и разумен этот великий народ!" ...И кто великий народ, у которого установления [חוקים] и законы [משפטים] справедливы, как вся эта Тора, которую я даю вам сегодня" (Дварим, 4:6,8).
Почему Моше вдруг фокусируется на том, что будут думать другие народы? Что нам самим этого не достаточно понимать?




И к тому же, как мы помним в парше "Бе-Хукотай"), хуким – это законы, не объяснимые с позиции логики, с точки зрения этого мира. Каким образом, увидев например, тфилин или мезузу, народы мира скажут: "У вас потрясающе справедливые законы"?
Комментарий Раши на этот стих: "А если вы будете делать неправильно, потому что забудете, они будут думать, что вы глупцы".
И как это понимать? Допустим, мы забудем, что головной тфилин имеет четыре отделения для свитков Торы, и сделаем пять, и тогда пресловутый Джон (Ваня), посмотрев на нас, скажет: "Вы глупцы"?


Но, возможно, Раши намекает и на следом идущий отрывок Торы, также предостерегающий нас от забывчивости: "Только берегись и охраняй свою душу, чтобы не забыл ты того, что видели твои глаза, и чтобы не ушло из твоего сердца все дни твоей жизни, и поведай твоим сыновьям, и сыновьям твоих сыновей: о дне, когда ты стоял перед Г-сподом, твоим Б-гом у Хорева [Синая]..." (Дварим, 4:9-10).
Моше, описывая Синайское откровение, продолжает: "И Хашем сказал о Своём союзе, который [Он] заповедал вам исполнять, десять речений... Берегите же очень ваши души, так как никакого образа вы не видели в тот день, когда говорил Б-г с вами у Хорева из огня" (Дварим, 4:13,15).
Так как же это всё помогает народам, поклоняющимся идолам, восхититься мудростью и разумностью евреев? И как это должно помочь нам в личной работе сегодня?




Рав М. Вайнберг объясняет.
Тора – это система. Это мудрость, это философия, это качества характера, это этика, это система воспитания, это юриспруденция, это система эмоционального и духовного роста, это образ жизни. Это, конечно же, контакт с Источником всего существующего.
Когда система работает, люди добры и внимательны друг к другу, дети воспитаны и уважают старших, общество имеет судебную систему, защищающую права граждан, люди глубоко духовны.
Что в таком случае наиболее поражает наблюдателя извне?
Самые непонятные – "мистические" элементы системы – хуким. Другие народы скажут: "Конечно, если бы у нас не убивали, не крали, уважали отца и мать, жилось бы намного лучше. Мы этому детей в принципе тоже учим, но у нас не работает. А у них почему-то работает! Наверное, из-за наличия тех кубиков, что они надевают утром. И семьи у них тёплые, может, из-за того, что-то эти штуки на косяках дверей делают?"
Мне так и сказала негритянка-уборщица в Торонто, убиравшая в том числе квартиру, которую я снимал, когда попросила меня купить ей мезузу.
То есть Моше и Раши говорят, что другие народы будут для нас "лакмусовой бумажкой". Если мы не потеряем целостность Торы, они будут восхищаться и нашей мудростью, а тем более хуким – законами, хоть и непонятными, но тем самым ещё более разжигающими воображение. Но если мы забудем какую-то часть этой системы, предупреждает нас Раши, посторонние наблюдатели скажут: "Они такие же, как мы, только ещё кубики надевают – глупцы!"


Речь не только о забытых законах или невыполнении заповедей, нет, об этом, конечно, тоже, но ещё о том, "чтобы не забыл ты того, что видели твои глаза, и чтобы не ушло из твоего сердца все дни твоей жизни... о дне, когда ты стоял перед Г-сподом, твоим Б-гом у Хорева".
"Не ушло из твоего сердца"... Это эмоциональный заряд Синайского откровения!
Мы можем чувствовать это сегодня? Тора пишет: должны!
Когда легче всего? Сразу напрашивающийся ответ: в праздник Шавуот, день получения Торы, когда энергия Синая возвращается к нам на новом витке.
Однако Ари Заль открывает нам и другую потрясающую возможность. Вернуться на гору Синай можно каждое шабатнее утро. Габай в синагоге является исполнителем роли Моше-рабейну, поднимающим людей к Торе. Тем более в шабат, когда мы читаем о Синайском откровении, просто необходимо открыться и почувствовать эту энергию. Об этом и будет упражнение. ( См так же упражнения на молитву в Шабат 2 поста назад)
А когда мы должны об этом помнить?


Все дни! То есть сегодня! Сейчас! Это одно из 6 событий, о которых Тора просит нас вспоминать каждый день.
А как это относится к работе в моей внутренной вселенной?
Во-первых, я не раз наблюдал, как к человеку, более интегрировавшему Тору, с бОльшим уважением относятся и светские евреи, и неевреи.
Во вторых, в терминах Кабалы, еврей – это исправленная душа, нееврей – ещё неисправленная.
Как к нам относятся ещё неисправленные части нашей же личности? Уже с уважением?
Или считают, что наше соблюдение хуким – глупость. Если так, значит, мы ещё не чувствуем Синай каждый день. А нужно...





Упражнение
Энергия Синая
Вступление:
Главная задача – понимая, что Творец просит нас прочувствовать эмоциональный опыт Синая и помнить о нём, дать себе разрешение открыться этому опыту.

ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Закройте глаза.
Почувствуйте присутствие Творца ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС и Его любовь.
Попросите Творца почувствовать энергию Синайского откровения.
Разным людям помогают разные техники. Некоторые представляют туннель (туннель времени) и видят себя возвращающихся по этому туннелю. Другим помогает обратный отсчёт с 10 до 1. Третьим и то и другое.
Можно не ходить назад, а почувствовать эту энергию здесь и сейчас. Каждый в ту силу и в том качестве, которые себе позволит.
Спросите Творца: "Какая техника поможет вам открыться этой энергии".
Скажите себе: "Я даю себе разрешение почувствовать энергию Синая".
Разрешите себе принять всё, что вы почувствуете.

2.От зависти до ненависти...
Говорят мудрецы: "Нарушающий десятую заповедь "Не завидуй" нарушает все десять заповедей".
Ведь зависть говорит человеку: "Мир несправедлив К тебе. Нет суда, и нет Судьи. То что должно было быть твоим, стало чьим-то ещё". А это, в свою очередь, отрицание первой заповеди. "Я – Г-сподь, Б-г твой". Без Творца вообще нет заповедей, нет того, что заповедано.
Нахаш позавидовал Адаму, Каин hэвелю, братья Йосефу, Корах Аhарону и т. д. и т. д.
Зависть – один из источников синат хинам (беспричинной ненависти). Из-за чего мы до сих пор в галуте.
Но надо иметь в виду, что зависть может быть и с другим знаком. Мудрецы объясняют, что мидот (черты характера) изначально не бывают только плохими. И если человек, увидев что-то, захочет сделать (иметь) что либо подобное, и это мотивирует его на работу, на приложение усилий не в ущерб другим, то такая зависть (мы называем её "белой"), конечно же, не запрещена.

3. В первой части "Шма" после провозглашения абсолютного единства Творца звучит известная фраза: "И люби Г-спода, твоего Б-га всем твоим сердцем, всей твоей душой и всеми твоими возможностями" (Дварим, 6:5).



Рамбам включает эту заповедь "Люби Творца" в 613 заповедей.

Некторые задают вопрос, как можно заповедовать любить? Мол, сердцу не прикажешь. На это сразу еврейский ответ: можно и нужно.

Сердце – архетип эмоций – зависит от мыслей человека. Если человек правильно понимает и видит мир, то это правильное понимание приведёт к очень сильным положительным эмоциям.

Рамбам сам говорит о двух методах создания эмоции любви.



Первый – рациональный.

Рамбам предлагает посмотреть на гармонию этого мира. Как всё безумно сложно и красиво. Наука, музыка, искусство – всё это может только добавлять к этой картине. И всё это непрерывно воссоздаётся и постоянно поддерживается. Всё важное, осмысленное, значимое в нашей жизни, жизни каждого из нас приходит от Того, Кто это создал.

Помните "Аленький цветочек"? Дворец, наполненный всеми видами изящества, яствами, где за тобой ухаживают и где наша красавица начинает любить хозяина дворца, даже ещё его не увидя.

Увидьте, сколько вам дано и сколько для вас сделано!



Второй путь открытия любви в своём сердце – эмоциональный.

Отношения мужчины с Творцом, говорит Рамбам, должны быть, как отношение к женщине, которую ты безумно любишь.

Все самые лучшие качества, могущие быть в человеке, которые мы часто придумываем сами для той любимой нами девушки, на самом деле все действительно существуют у Творца, и они даже лучше, чем мы можем себе представить. Это абсолютный Идеал.

Все виды любви, которые вы когда-либо чувствовали в отношении вас или по отношению к кому-то, – это Его проявления.

А как же все негативные качества?



Негативные качества появляются у нас, когда мы теряем контакт с Бесконечностью. Ощущение нехватки является основополагающим фактором всех негативных эмоций и черт характера.

Когда же мы в контакте с Творцом и чувствуем любовь, то недостаток, нехватка вызывает у нас наоборот положительные чувства. Значит, Творец оставил мне возможность что-то сделать, чтобы я в партнёрстве с Ним мог проявить свой уникальный творческий потенциал.





Упражнение
Учимся любить Творца
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Закройте глаза.
Почувствуйте присутствие Творца ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС и Его любовь.
Подумаем, какие качества наиболее ценны и наиболее нравятся нам в нас и в других людях. Всё это – проявление Творца.
Ощутите тёплое чувство любви к Тому, Кто создал, ежесекундно обновляет эти качества и проявляется через них.

4.«Не делай ближнему того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора. Остальное — пояснения. Теперь иди и учись», – так ответил раби hилель* нееврею, попросившему объяснить всю Тору, пока он стоит на одной ноге.
Этот принцип ещё называют золотым правилом нравственности. В этой главе мы вспоминаем его в связи с тем, что он, как убедительно доказывает в серию лекций в Facebook'е "АлефБета" рав Давид Форман*, выводится из 10 речений.
10 речений, или заповедей, данные на двух скрижалях, делятся на пять первых – об отношених человека – и Творца и на пять вторых – об отношениях между людьми. Они коррелируют между собой. Можно посмотреть на на них, как на 5 принципов вертикальных и горизонтальных отношений. И тогда понятно, почему пятая заповедь об уважении к родителям стоит на первой скрижале. Родители приняли участие в создании тебя, и в твоём отношении к ним они не стоят в той же плоскости, что и отношения со всеми остальными людьми.
Каков первый принцип, объединяющий первую заповедь "Я есть Б-г" и шестую "Не убивай"?
(Помним, что в шестой заповеди речь идёт о преднамеренном убийстве, а не самообороне.)
Почему человек хочет убить другого человека? С одной стороны, он не видит в нём Б-жественную душу, а с другой – говорит: "Он мне мешает, мне лучше без него". Когда человек отрицает наличие Творца, он говорит тоже самое: "Он мне мешает, мне лучше без Него".
Б-га нельзя убить, но можно игнорировать, то есть убить в самом себе. Тора говорит: не делай этого.


Вторая пара заповедей "Идолопоклонство" и "Прелюбодеяние" – это разрыв отношений святости.
Третья пара "Не поднимай [не упоминай] имя Б-га напрасно" и "Не укради".
Мудрецы говорят, речь в восьмой заповеди о краже человека.
Что есть самое ценное у человека? Если подумать, оказывается, тело (мы так и говори: "моё тело"), то есть есть я и есть тело, которое даёт мне возможность проявиться в этом мире. Имена Творца – это Его проявление в этом мире. И тогда понятен принцип "Не используй самое ценное, что есть у человека и Творца в этом мире не подобающе".
Четвёрая пара "Шабат" и "Ложное свидетельство".
Шабат называется свидетельством. Соблюдая шабат мы свидетельствуем о том, что у этого мира есть Тот, Кто его создал. Соответственно, не соблюдая, мы лжесвидетельствуем.
Пятая пара "Уважение к родителям" и "Не пожелай".
Когда человек желает именно то, что есть у другого, он говорит: "Меня обделили! Мир несправедлив! Я должен был бы быть им!" Такой человек не уважает самого себя. И понятно, что отсутствие уважения к самому себе легко переносится на родителей. Они не такие, они не дали мне того, что мне нужно в жизни.
Суммируя эти пять принципов, можно сказать:
Не забирай насильно,не вторгайся в то, что не принадлежит тебе:
- в жизнь другого,
- в отношения,
- в имущество,
- в репутацию,
- в уважение своего достоинства или в уважение других (оно есть данность, дарованная тебе, им Творцом).


Одним словом – УВАЖАЙ.
Не относись к Творцу, к людям как к предметам, когда твой эгоизм будет задавать фактически один вопрос "Как я могу его использовать?".
И становится понятно, почему раби hилель именно так, как он сказал.
Первая ступень- это уважение к Творцу к себе и к людям
Вторая ступень - это любовь.





Упражнение
Учимся уважать
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Закройте глаза.
Почувствуйте присутствие Творца ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС и Его любовь.
Сконцентрируйтесь на чём-то очень важном, первостепенно важном, за что можно и нужно уважать Творца. Подумайте, что это будет для вас. Ощутите это чувство уважения.

А теперь подумайте и вспомните что-то, что сделали именно вы, за что вы можете себя уважать. И почувствуйте уважение к себе.

Подумайте и сфокусируйтесь на том, за что мы можем и должны уважать наших родителей, поочерёдно папу и маму. Ощутите это чувство уважения.

А теперь давайте почувствуем уважение к кому-то из близких.

И наконец последняя часть упражнения. Ощущите уважение к кому-то, к кому обычно трудно чувствовать уважение .
Подумайте что у этого человека есть Б-ная душа.
Шавуа Тов.

автор текста: р. Ефим Свирский
Subscribe
Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments