Владимир (antipa62) wrote,
Владимир
antipa62

Владимир

Владимир

Для чего нужна мудрость?

Рабби Ханина, бен Доса, говорил: «Мудрость, которой предшествует боязнь греха, – прочна; но мудрость, предшествующая боязни греха, – неустойчива».

Также он говорил:

«Когда дело преобладает над мудростью, мудрость прочна; но мудрость, преобладающая над делом, – неустойчива».

(Пиркей Авот, глава 3, мишна 8)

В этой мишне мы находим еврейский взгляд на мудрость, который разительно отличается от классического греческого мировоззрения. Для Аристотеля назначение человека, его высшая доблесть и конечная цель – достижения жизни созерцания, упражнения его разума. В свою очередь, для рабби Ханины мудрость и знания – это всего лишь средства для достижения цели.

Как сказано в другом месте Талмуда: значительна учеба, которая приводит к действиям. Всевышний требует от нас не только возвышенных мыслей, но и правильных поступков. Еще ни одному голодному человеку не помогли чужие высокие мысли сами по себе. Средневековый еврейский философ, Йег̃уда г̃а-Леви, ясно пишет в своей книги «Кузари», что греческая философия – это всего лишь бутон, который не приносит плодов. Действительно, можно получить удовольствие от красоты, структурной симметрии и четкой логики греческой мысли. Но это лишь бутон. Он расцветает на мгновение и исчезает, и мир получает от него мало пользы.

С другой стороны, еврейская мысль требует «плодов»: осязаемых достижений в реальном мире, ощутимых успехов в изменении человеческого сердца.

Если мудрость человека превосходит его поступки, и он не переводит свои знания в путеводитель для своего поведения, его можно сравнить с изобретателем сложной машины, в которой вертятся колесики, но которая ничего не делает и не приносит никакой пользы. Очевидно, что такой механизм – продукт бессмысленно затраченных усилий, и он производит напрасную работу.

В этой связи можно упомянуть, что малыш учит Тору, пока находится в утробе матери, а затем, при рождении, он все забывает. Казалось бы, что и это напрасно. Но только если ребенок ничего не сделает в своей дальнейшей жизни, чтобы вспомнить и использовать эти знания.

Если человек живет в этом мире семьдесят и более лет, то он приобретает большое количество знаний, пока его мозг не станет коллекцией фактов и цифр. Но если при этом его знания не находят применения, он не лучше этого ребенка. Мудрость, которая не переходит в поступки, уходит вместе с ее носителем.

Этот мир – сцена действий, поступков, творчества. Мудрость – лишь средство к достижению цели, путеводная звезда, направляющая нас к поступкам, которые следует осуществить.

Отрывок из книги «Этика с Синая» р. Ирвинга Бунима, печатается с разрешения издательства Feldheim.

Posted by Владимир Тимофиев on 28 июн 2018, 09:58

from Facebook
Tags: из Facebook
Subscribe

Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments