?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вместо того, чтобы вести обратный отсчет до знаменательного дня, мы считаем по порядку: от одного до пятидесяти.



Еврейский народ покинул Египет в Песах, а 50 дней спустя (в праздник Шавуот) получил Тору на горе Синай. Сегодня, возвращаясь к этому синайскому опыту, мы выполняем особенную мицву, называемую «Счет Омера» — мы считаем вслух каждый из этих дней, начиная со второй ночи Песаха. (Омер — это особое приношение в Святой Храм, которое евреи в день, следующий после Песаха).

То, что мы ведем счет дням в преддверии какого-то волнующего события, вполне объяснимо. Так или иначе, все мы, вероятно, говорили нечто подобное: «Бабушка приезжает к нам через полторы недели!» или «До моего дня рождения осталось 17 дней!» Но здесь есть тонкая грань: обычно мы «включаем обратный отсчет», считая дни в порядке убывания, тогда как Омер считают в порядке возрастания, от одного до пятидесяти. В чем же разница?
Продленный импульс

Чтобы это понять, нам нужно ответить на основной вопрос: почему Б-г ждал 50 дней с момента Исхода евреев из Египта до дня дарования Торы? Почему Он не дал ее в Египте или сразу же после Исхода?

Ответ заключается в том, что евреи не были духовно готовы к получению Торы. Более 200 лет они жили в египетском обществе — мировом центре безнравственности и порока. Даже если бы евреи не имели никакого отношения к грехам Египта, вся атмосфера его была пропитана безнравственностью, которая не могла не проникнуть в сознание. Главная книга Каббалы «Зоар» отмечает, что в Египте евреи опустились до 49 уровня нечистоты (50 уровень — самый низший). Б-г не мог дать Тору в этот момент. Евреям нужно было сначала духовно подняться, в противном случае они упустили бы такую возможность.

Выход еврейского народа из Египта, сопровождаемый 10 казнями и рассечением вод Красного моря, — привел евреев к физической свободе. Однако египетские чудеса были только трамплином к тем духовным возможностям, которые были еще далеко впереди. Однократный опыт, даже столь мощный, как этот, не меняет менталитет и образ мышления навсегда. Воспитать в себе можно только то, что испытано лично, но исправить недостатки — лишь с течением времени.

Ситуация напомнила мне сцену из фильма «Поменяться местами». Эдди Мерфи за считанные часы превратился из нищего в богача, и первое, что он делает в роскошных апартаментах — ворует вещи! Его физическое тело поместили в богатое убранство, но на уровне разума и эмоций он остался тем же нищим. Легко вывести евреев из Египта, но гораздо тяжелее вывести Египет из евреев!



Я был свидетелем подобного феномена на семинаре Discovery – драматическом представлении рациональной основы еврейской веры. Многие люди покидали семинар с глубокой уверенностью в том, что Б-г существует и что Он передал еврейскому народу Тору на горе Синай. Однако если не следовать этому убеждению в реальности, эмоциональный импульс иссякнет через несколько дней. Настоящие изменения происходят только благодаря устойчивому ежедневному росту и последовательной программе изучения и размышлений.

Теперь мы понимаем, почему пятьдесят дней Омера отсчитываются в порядке возрастания. Мы начинаем очищение с 49 уровня духовной нечистоты и каждый день, слой за слоем, очищаем свою душу, приближаясь к ее обнаженной части — изначальному замыслу. Вот почему каждый шаг сокращает отрицательное число и увеличивает положительное — каждая ступень, на которой происходит очищение очередного «наслоения», автоматически обнажает следующую положительную сторону.
Время роста

Классические комментаторы Талмуда говорят, что дни счета Омера наиболее благоприятны для духовного роста.

Эту необходимость саморазвития Тора подчеркивает, описывая Авраама: «Авраам стал стар и в летах преклонных, а Г-сподь благословил Авраама во всём» (Берейшит 24:1). «И в летах преклонных» — учит нас, что Авраам использовал все свои дни в полной мере. В конце своей жизни — «в летах преклонных» — он пришел к старости, не растратив свои дни впустую. Ни один из них не прошел без должного роста.

Когда речь заходит о детях, мы воспринимаем как должное, что их рост и развитие являются частью детства. Вы не ждете, что десятилетний ребенок будет вести себя как пятилетний. Но, повзрослев, мы теряем импульс к дальнейшему росту. Должен ли 30-летний мужчина поступать как 25-летний? Будучи взрослыми, мы могли бы использовать эти пять лет очень эффективно.

Формула молодости — в том, чтобы не прекращать расти. Потеря этой способности губительна в любом возрасте. Каждый раз, когда мы не растем и не меняемся, мы не живем. Мы просто существуем.
Шаг за шагом

Главным препятствием для роста является страх перед масштабом задачи. Но иудаизм — это не «всё или ничего». Если у меня не будет тысячи золотых монет, означает ли это, что я не должен стремиться иметь хотя бы одну из них?! Самая главная причина, по которой люди терпят неудачу, — постановка трудной и недостижимой цели. Мы начинаем отставать и разочаровываться.

В знаменитом сне Яакова Б-г показывает ему лестницу, поднимающуюся в небеса. Духовный рост подобен восхождению по лестнице. Ставя перед собой небольшие, поэтапные цели, мы будем поступательно добиваться желаемого. Чтобы обезопасить свой план от провала, создайте такую цель, которую вы сможете достичь. Вкус победы укрепит вашу уверенность и решительность, и вы сможете использовать эту энергию для достижения более высоких целей. Помните: самое длинное путешествие начинается с первого шага. Тише едешь — дальше будешь.

Рассказывают о раве Исраэле Салантере, жившем в XIX веке в Европе. Он принял на себя обязательство привести весь город к соблюдению Торы. Организовав еженедельные занятия, он начал с того, что сказал: «Если вам приходится работать в Шабат, попытайтесь хотя бы свести нарушения к минимуму». В переводе на язык современных реалий это означало бы: ходить пешком вместо езды на автомобиле или установить таймер на телевизор. Благодаря такому подходу рабби Салантер через несколько лет, шаг за шагом, смог побудить всю общину соблюдать Шабат.

Получайте удовольствие от достижения цели и используйте это как мотивацию для дальнейшего совершенствования. Прекратите себя бичевать, если вы не всегда преуспеваете. Ни один человек не совершенен. Каббалисты говорят, что духовный рост — это «два шага вперед и один шаг назад». Мы можем потерпеть неудачу, у нас будут провалы. Важно то, что мы движемся навстречу своей цели и держим верный курс.

Царь Шломо поучает нас в Мишлей (24:16):

«…Семь раз упадет цадик (праведный), но встанет».

Цадик – это не тот, кто никогда не ошибается, а скорее тот, кто, потерпев неудачу, не сдается. Он пытается снова и снова — и не отчаивается!
Духовный счет

Существует важный принцип, который необходимо помнить: вы не соперничаете ни с кем, кроме себя. Светское общество привыкло конкурировать друг с другом — будь то бизнес или теннисный корт. Конечно, нельзя недооценить дух здорового состязания. Но жизнь — это не гонка ради того, чтобы победить другого; жизнь — это только путь, чтобы превозмочь самого себя. Когда мы поднимаемся по лестнице, важно знать, куда мы направляемся, а не как быстро мы движемся.

В Торе нигде не упоминается дата праздника Шавуот. Он просто наступает по завершении счета 50 дней, и ключ к пониманию этого – в том, что темп мы задаем сами, двигаясь шаг за шагом. Основное правило роста — испытывать некоторые неудобства. Вы же не взбираетесь по лестнице с целью застрять между ступеньками!

Полезно записывать свои цели. Когда мы пишем, это помогает сосредоточиться на планах, прояснить и упорядочить свои мысли. Бизнесмен наверняка написал бы свои цели и сосредоточился на достижении прогресса. В иудаизме это называется хешбон — духовный отчет.

Ведите блокнот для записей ежедневных целей и создайте диаграмму, на которой вы будете отслеживать свои результаты. Положите блокнот на видное место, например, на холодильник, а затем просмотрите свои цели, зачитав их вслух. Тора, описывая Омер, говорит: «И отсчитайте себе» (Ваикра 23:15) — потому что каждый человек должен делать это сам, произнося вслух. Разработайте стратегию!

В любом деле залог успеха — последовательность. Выберите удобное время и обязуйтесь трудиться над этим не менее 15 минут в день. Не откладывайте ничего «на потом», ибо станет поздно и вы можете устать. Скажите себе твердо, что вы собираетесь отвести на эти цели 15 минут — и ничего вас не остановит. Закройте двери, отключите телефон и войдите в автономный режим. Если вам нужно ежедневно напоминать об этом, попросите друзей.

В идеале к концу счета Омера мы пройдем путь самосовершенствования и будем готовы принять Тору. Праздник, к которому мы готовимся, называется Шавуот, что означает «недели». Само название говорит нам, что без недель предварительной подготовки не может быть Шавуота. Не просто считайте Омер — ведите Счет Омера!

автор текста: рав Шрага Симмонс