?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Парша Мецора читается сразу перед, или после праздника Пейсах, и как увидим имеет с ним очень много связей.
Парша говорит об очищении человека, после выздоровления от духовного заболевания Цараат.
Одна из основных причин этого заболевания связана с речью, в том числе с Лашен Хара и Моце Шем Ра.

То есть со сплетнями и злословием.
Слово Пейсах можно прочитать как два слово Пэ Сах- дословно: рот говорящий,
то есть один из самых важных аспектов праздника Пейсах- это освобождение речи.
Комментаторы так и говорят: мы должны каждый день вспоминать о выходе из Египта, то есть каждый день освобождать свою речь
Фараон- Паро, на иврите где нет огласовок, можно прочитать как Пэ Ра- Рот Зла,а место где евреи освободились:

Пи хаХирот буквально- Рот Свободы

Само название Мецора, "ме цорес", имеет так же и ЦаР-узость, Мицраим-Египет
Давайте подумаем об этой концепции: речь которая загоняет нас в рабство, и речь которая может сделать нас свободными
Лашен ХаРа буквально- язык зла. Язык нахаша ( и сказал змей жене...)
Комментаторы указывает, на то что евреи попали в Египет из-за Лашен ХаРа: Йосиф "доносил худые вести" на братьев, а они тоже "не могли говорить с ним дружелюбно."
Добавим к этому:
Ари Заль указывает, что евреи в Египте -это реинкарнация поколения вавилонской башни. С чего началось построение вавилонской башни?
-" И сказали друг другу, давайте сделаем кирпичи...
... и сказали они давайте построим себе город и башню головой до небес..." Берешит (11:3-4)
Сефер Ецера пишет:
Кирпичи-это буквы, башня до небес-идеология.
Мы все приехали страны где построили башню до небес, чтобы создать себе имя, и вытеснить Творца "за ненадобностью"
А из-за чего был такой гнёт в Египте?
После того как Моше-рабейну убил египтянина, и об этом узнал фараон, Моше сказал "раскрылась дело..."
Моше,говорят комментаторы, понял из-за чего был такой гнёт:евреи доносили друг на друга властям.
Избавление, как указывают мудрецы, тоже произошло из-за того что евреи перестали доносить и говорить Лашен ХаРа.(Якут Шимони, Ваикра Раба и др)
Почему именно прегрешения связанные с языком так страшны?
Я хочу отослать вас к прекрасной книге "Из глубин" Ваикра, Парша Тазриа ( по урокам рава Моше Шапиро, изданная Гедалием Спинаделем), но буквально пару слов.
Речь соединяет внутреннее и наружное, верхнее и нижние, скрытое и явное, духовное и материальное.
Речь делает человека наиболее подобным Творцу, чья речь строит и поддерживает миры.
Речь может создать фантастическую гармонию или разрушать все.
Человек который говорит Лашон ХаРа разрушает не только связь между людьми, но из самого себя.
Используя самый сильный инструмент в противоположную сторону, он опускает себя ниже червя
Он фактически уже чуже чем мертв.
Поэтому процесс его очищения один из самых сложный в Торе.
Вначале нужны четыре компонента: две птицы, кедр, червлённица ( нитка вымоченная в крови червя) и иссоп.
Рав Херш говорит кедр и иссоп- это высшее и низшее в растительном мире. Посколько причиной была гордыня, кедр искупал её, а оба эти растения поднимали его до уровня растительного царства, ибо он свалился ещё ниже.
Шерсть (млекопитающие) и кровь червяка высшее и низшее в животном мире, поднимало его до уровня животного царства
Комментаторы также указывает что иссоп и червленница принимают участие в очищение от прикосновение к трупу (когда применяется для пепла красной коровы) Тора приводит прямую параллель с трупом в случае с Мириам:
" Да не будет она как мертвец, который выходит из чрева матери своей полуистлевшим"
Две птицы-поскольку постоянно щебечут, искупают его безостановочную в прошлом речь.
Когда мы режем первую птицу, пишет Рав Саба, это указывает на то что он сам должен был быть убит, и прощён по милости Творца.
Глиняный сосуд- символ земли, праха откуда он был взят, и куда вернётся. Раздумья о смерти, также лечат гордыню.
Вода и кровь напоминает мне первую казнь в Египте, и возможно искупает то что этот человек, как и Египтяне перепутали внутреннее и внешнее. Правильная речь, как мы сказали, может создать в человеке фантастическую гармонию и направить его на правильную цель: максимальное развитие его духовного потенциала.
Ощущая присутствие Творца, человек получает максимально возможное в этом мире наслаждение ( онег), не загораживая себя от того, что Творец хочет ему дать в Грядущем Мире.
Обратная сторона этому болтовня, сплетни и тд. Они тоже приносит наслаждения уже здесь, усиливая негативную энергию и как бы говоря: это все что есть, радуйся этим. Это то, чем человек начинает жить. Современные средства массовой информации ему в этом очень помогают. Происходит подмена цели.
Итог: нега-проказа, те же три буквы, что и онег, но в другом порядке. Тоже произошло и с египтянами: Нил,( одна из рек райского сада),его вода из внешнего, в их понимании стала богом, источником, то есть внутренним. А человеческая кровь стала водой.
Итак, мы макаем живую птицу кедр и иссоп в эту смесь и отпускаем птицу в поле.
Птица в поле-это символ избавления, освобождения.
Зохар: это искупление, за те нужные, хорошие слова, которые человек не сказал. Но одно не отрицает другого.
Дерево, иссоп и кровь, где мы это уже слышали? Да и слово " нега" встречается в Торе раньше, замечает рав Форман, только один раз: "Ещё одну кару ( нега) наведу Я на фараона..." Казнить первенцев
А нам велено взять иссоп, и помазать кровью дверные косяки.
В эту ночь кто-то погиб, а кто-то обрел свободу. Погибли те, кто так же сделали подмену: первенцы считались богами.
В эту ночь а Египте родился народ, а в зультате нашего обряда рождается новая личность.
Тора продолжает: "Коэн окропит прокажённого семь раз":
за 7 причин вызывавших цоараат; Рав Саба- за 7 вещей которые ненавидит Творец Мишлей ( Притчи 6:17-19)," и отпустит птицу в поле".
Поле имеет несколько коннотаций:
Эйсав был человеком полей, Ицхак пошёл медитировать в поле, поле и кровь-Каин и Авель.
Человек, раньше нёсший раздор между своими братьями, а теперь сделавший полную тшуву от Лашен ХаРа, возможно уже может помочью искупление первого раздора между братьями.
"Очищаемой омоет одежду свою обреет волосы свои, искупается в воде и станет чист.
Затем войдёт он стан и пробудет вне шатра своего семь дней"
Он ещё не закончил.
Волосы на руках- символ мужчины, могут в данном контексте означать недостаток скромности, а на голове-гордыни.
Сказано в Торе, что когда человек делает полную тшуву, весь негатив, переворачивается в позитив.
Мы видим что последующие процедуры очень напоминают посвящения левитов и коэнов на службу. Человек приносит все возможные жертвы: повинную, за грех, Ола и минху;кровь и масло наносятся на мочку уха, большой палей руки и ноги, как и у коэнов, и на восьмой день он возвращается домой.
Шабат Шалом

автор текста: рав Ефим Свирский