?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Гвура- Суд, Правильные границы
должны защищать моральные ценности.

Работа этого дня:
-подумать на каких ценностях строится ваша система суда?
Как вы говорите, как вы оцениваете людей, поступки, события?
Вы судите людей или их поступки?
Знаете ли вы что говорит по этому поводу тора, и соответствуют ли ваша система суда этой универсальной системе?
Например: "не мсти, не храни злобы"...
" Не причиняй боль словами" и др.

-Ецер Хора ( наш игоизм)всегда говорит, что защищает нас, и всегда работает на самого себя.
-Важно пересмотреть наши детские и животные защиты.
-Гнев, злость, раздражение, указывают мудрецы, связан с гордыней и страхом, что мир почему то не работает, как я хочу.
Гордыня говорит: а должен!
И тогда каждый человек который со мной не согласен- опасен.
И тогда гордыня говорит как Эллочка-людоедка у Ильфа и Петрова:" либо я, либо она!"

-Ецер Хара выступает как обвинитель , судья и палач.

-Самобичевание- нарушение мицвы Тахаха ( положительной критики), которая говорит: скажи что-то позитивное о сущности человека, чтобы он понял что критика идёт из любви, и скажи это спокойным тоном.
Также нужно разговаривать и с тобой

-Правильные границы, защищающие такие ценности как уважение личности, Шалом Байт ( мир в семье) Шабат и тд.
-Олам haБа строится и зависит от бесценных уникальных "маленьких" моментов этого мира

48 путей мудрости 11-й Путь
Оценка идей с друзьями
(דקדוק חברים)
Возможность обсудить и проверит прочность своих взглядов, абсолютно необходимо для достижения мудрости.
Умение дискутировать не срываясь на гнев и не переходя на личности- очень важное качество.
Резкость может быть необходима, если вы останавливаете человека что бы он не сказал Лашон ХаРу, но в интеллектуальном споре, в обмене идеями, есть железное правило:
если человек гневается- он Не прав.
Это не значит, что его мнение обязательно ложно. Это значит, что либо он не может найти подтверждение своим взглядам, либо у него нет терпения их изложить.
Что бы успокоить человека Рав Вайберг Заль предлагал такую формулу:
" Мы оба хотим понять, что есть правда, мы оба считаем что у нас есть аргументы и доказательства в защиту нашего мнения. Давай спокойной и рационально это обсудим"
Мы говорим об обмене идеями, взглядами, если это эмоции или слепая вера, спокойная рациональная позиция только раздражает ещё больше.
Это важно понять и остановиться

Нужно не бояться высказывать свою точку зрения, ее защищать, и быть готовым поменять ее если она окажется не верной, или не совсем верной. Или если нужно принять ,что она не единственная.

Талмуд (Бава Меция 84в) приводит историю известных мудрецов Рава Йоханана и Реш Лакиша. Они спорили десятилетиями. Один раз Рав Йоханан нарушил приведённое выше правило и перешёл на личности. Реш Лакиш от обиды умер, а Рав Йоханан впал в жуткую депрессию.
( пример Нецех Ше Бгвура: каждый момент уникален и меняет все навсегда. Одна неправильная фраза осуждения- как нож)
Чтобы его хоть как-то утешать, ему нашли другого партнёра, тоже блестящего Талмуд Хахама. Но это не сработало.
Когда у Рава спросили почему, он ответил: "Когда я говорю свое мнение, этот человек приводит мне доказательство из Торы, что я прав, а Реш Лакиш приводил 24 доказательства, что я не прав..."
Так оттачиваются взгляды!
Помните Иудаизм-это не религия, в нем дискутируется всё.

Связь с энергией это дня тоже понятна: когда я оцениваю свои мнения, или выношу их на суд людей, какая система ценностей этим руководит?
Желание понять истину, понять другого человека, или "победить"
Уважение к личности человека, или к его согласию со мной.
Уважаю ли я достаточно себя чтобы не опустится в споре на уровень оскорблений, издёвок, не дай Б-г ругательств, всего чего Тора категорически запрещает.
Всем хорошей недели

автор текста: рав Ефим Свирский