?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Самая качественная керамическая плитка Venis (Испания) нового направления.
* * *

Как вы думаете что объединяет все эти памятники? Правильно, имя их создателя…


1

2



3

Зигмунд Керекеш родился в Будапеште в 1897 году, но учёбу как инженер и архитектор завершил как раз в Чехии в городе Брно, где в 1922 году открыл своё архитектурное бюро. В те годы столица Моравии была одним из центров нового архитектурного стиля под названием «модернизм» и бюро Керекеша так же внесло свой вклад в архитектуру этого города построив множество зданий. Но наступил роковой 1939 год — Зигмунду с семьёй удалось чудом вырваться из охваченной пламенем войны Европы и поселиться в Иерусалиме. Здесь для него в буквальном смысле началась новая жизнь, и символично что даже старое имя исчезло — вместо Зигмунда Керекеша появился Ашер Хирам (новая фамилия конечно была взята далеко не случайно — ведь библейский Хирам царь Тира, принимал активное участие в строительстве иерусалимского Храма).

Переломный момент в профессиональной карьере архитектора наступил в 1949 году когда он выиграл конкурс отдела по увековечиванию памяти погибших солдат при министерстве обороны, на создание единого надгробья на военных кладбищах нашей страны. Да, такие до боли знакомые нам всем ровные  ряды, одинаковых невысоких надгробий из иерусалимского камня, всё это детища Ашера Хирама.

Это именно он настоял чтобы все могилы, вне зависимости от военного звания, выглядели одинаково — ведь перед смертью все равны. Именно он установил высоту надгробия не более 30 см, для того чтобы все наклонялись для прикосновения с ним. Он также установил и шрифт надписей, стилизованный под древнееврейский, знакомый нам из молитвенников наших дедов. Конечно особенно символичен и выбор иерусалимского камня (а например не бетона) для обрамления надгробий, как связь со Страной Израиля, её географией и многовековой историей. И даже небольшой участок открытой земли (гина) с растениями в самом центре каждого надгробия далеко не случайно — оно символизирует что жизнь продолжается и что несмотря на всю скорбь обязательно ещё будут новые всходы..
В дальнейшем Ашер был назначен главным архитектором отдела по увековечиванию памяти погибших солдат и участвовал в проектировании почти всех военных кладбищ Израиля (в том числе и на горе Герцля). Он автор множества мемориалов, андарт и памятников по всей стране — в том числе и знаменитая «Давидка» в Иерусалиме. К сожалению так получилось что его имя сегодня почти неизвестно широкой публике, может быть от того что его творчество так и осталось связанным со «страной мёртвых» и не присутствует на многолюдных улицах наших городов. Небольшая серия моих постов о его работах на Национальном военном кладбище горы Герцль, задумана как скромная попытка хоть немного изменить эту ситуацию, по крайней мере у русскоязычного читателя.

Ашер Хирам скончался в 1973 году, он похоронен в Иерусалиме на кладбище Гиват Шауль под надгробием — ну конечно вы уже догадались — под тем же надгробием которое и создал. Точная копия военного, и думаю что все согласятся что он его заслужил — да будет благословенна его память..

Пример стандартного военного надгробия