?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пейсах 1

Пейсах- праздник свободы.

Стандартное определение свободы, как мы помним это: "осознанная необходимость." Но представьте себе, что вы спрашиваете у кого-то кто говорит, что он борется за свободу и даже готов за это умереть:
- " что такое Свобода?"
Если вы получите в ответ это определение,вы несказанно удивитесь.
Вы боретесь и готовы умереть за осознанную необходимость?

Так что же это -Свобода?
Может ли человек быть абсолютно свободным, и хорошо ли это?
В Торе, есть три слова означающие свободу. Хофеш, Дрор и Херут
Поскольку в иврите нет синонимов, то мы понимаем что есть три разных аспекта понятия "свобода"
Хофеш- мы встречаем в Торе когда раб выходит на свободу.
Он "ховши"-свободен
Дрор- когда речь идёт о 50-м юбилейном годе, когда объявлялась свобода всем еврейским рабам, которые по своему желанию остались рабами после семи лет службы.
Их велено из рабство выгнать даже палкой, и земля возвращалась к владельцу.
Херут- сказано а Торе: заповеди выгравленны на скрижалях.
Говорят мудрецы не читай "харут"выгравленны , читай "Херут"- свобода на скрижалях.
Красиво, но пока не очень понятно!

Итак три аспекта:
Первый- Хофеш- освобождение от чего-то.
Другими словами- либерализация
Выход из рабства, выход из какой-то ситуации которая нас не устраивает.
Это хорошо, но это ещё не свобода. Выйти-то мы вышли, а вот куда идти?
Возможность множества вариантов, но не знание какой из них для нас правильный , не делает свободными, а наоборот нас только запутывает.
Парадокс:чем больше возможностей, при Не знании какая из них для нас подходящая, тем меньше вероятность, а значит степень свободы, сделать нужный выбор.
Поэтому ховеш это только лишь первый этап свободы.
Если бы выход из Египта был только освобождением, Творец довёл бы нас до границы Египта и сказал: идите!
- куда?
- куда хотите,
Я обещал вас вывести, Я вас вывел!

Дрор- имеет две стороны:
с одной это, если хотите, насильная либерализация. Приходит время и раба, которому комфортабельно в рабстве, выгоняют из оного.
Насильственное освобождение, как ступень свободы?
Опять парадокс

Но с другой страны- это фантастическая возможность: вернуться в свой надел, вернуться к своему месту в мире, к своему предназначению и начать там над этим работать.
Поскольку в Торе все для нас и сейчас, возникает вопрос:
над чем работать и как?
Вот тут мы и подходим к третьему значению- Херут, то есть свобода не только от чего то, но ещё и для чего-то.
То есть, понятие свобода, оказывается неразрывно связано с понятием цели.
Даже в простом "уличном" определение свободы: "свобода-это возможность делать то что я хочу, звучит понятие " хочу".
"Хочу" значит есть какая то цель.

Возможность правильного выбора цели и знание как её достигнуть, и есть свобода.
Говорят наши мудрецы: что для того чтобы быть Свободным, нужно понимать Цель жизни.
Если человек понимает Цель жизни и знает пути достижения к этой целе , то тогда он свободен.
А в чем тогда Цель в жизни человека?
Если вы спросите у светского человека, он немного подумав скажет: быть счастливым
Всё остальное: работа, семья, дети деньги, статус и т.д. это только компоненты того что может сделать человека счастливым.
Если вы зададите этот вопрос очень религиозному человеку, он скажет: Цель жизни человека- выполнять волю Творца.


Следующий вопрос: а что хочет Творец?
Ответ чтобы мы были счастливы!
Он же Идеальный родитель, мы все его дети.
Что хочет хороший родитель для своих детей?
Чтобы они были счастливы!
И тогда для того чтобы быть свободным, нужно понять что такое счастье и как его достигнуть, или по крайней мере как к нему двигаться.
Как можно закабалить человека,
чтобы при этом он чувствовал себя абсолютно свободным?
Подсунуть ему свою цель как его.

Это пытается сделать общество:
нужно быть богатым, известным, иметь успех у противоположного пола.
Тут на нахаш играет роль "освободителя": чем больше, тем лучше.
Это зачастую пытаются делать родители: "Мы то знаем что для тебя лучше всего"
Это пытается сделать наш эгоизм и наше животное начало.
В определении "свобода, это когда я делаю то что я хочу", нужно задать вопрос: кто это Я которое хочет?
Это мое настоящее Я или суррогат, который мне подсовывают?
Наличие связи с Тем кто является источником жизни и счастья и предназначения становится основополагающим для того чтобы быть свободным.
Ибо Он может и хочет показать нам каждый следующий шаг по направлению к нашей цели, но об этом в следующем посте.
Шавуа Тов

автор текста: рав Ефим Свирский