?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Рав Захарья Валлерштейн рассказывает о ночи седера и о том, как его сущность (Седер Песах) переплетается с концепцией благодарности в иудаизме.

Маца играет центральную роль в седере. Маца – по сути своего приготовления – очень примитивная еда. Она есть само воплощение скромности и отказа от охоты за материальными благами.

Не случайно в Талмуде, йецер ѓа-ра иногда называют сеор ше -бе-иса, закваска, дрожжи в тесте.

Поэтому-то «хамец» необходимо искать в самых глубинах своего существа – во всех трещинах и отверстиях.

Седер символизирует одновременно и рабство, и свободу, галут (изгнание) и избавление.Мы едим мацу, которая представляет символ освобождения, а затем вкушаем марор, за которым стоит горечь изгнания. После Избавления евреи смогли оглянуться в прошлое и осознать, как египетское изгнание подготовило их для получения Торы и, таким образом, оказалось для них к лучшему.

В ночь седера мы испытываем настоящую благодарность за то, что в каждой ситуации есть что-то хорошее, даже если это не всегда заметно.

В эту возвышенную ночь мы вспоминаем такой факт: несмотря на то, что в Египте евреи опустились на 49 уровень нечистоты, Б-г взял нас оттуда, из этого мрака бездуховности, в качестве Избранного Народа. В этом мы видим доказательство Его великой любви к нам, и это сознание делает наше чувство благодарности к Нему еще глубже.


Совет для гордеца

Рав Валлерштейн вспоминает:

Я находился в доме своего ребе, рава Гамлиэля Рабиновича в Иерусалиме, когда к нему зашел некий молодой человек и рассказал, что у него появились трудности: он испытывает проблемы в семейной жизни. Он сообщил, что женат уже в течение нескольких лет, и, к прискорбию, обнаружил, что не уважает свою жену, потому что она не ведет себя так, как свойственно мудрым людям.

Он продолжил рассказ, приводя примеры ее глупости. Из манеры его рассказа о себе и его жене было очевидно, что истинная проблема заключалась не в отсутствии мудрости у его жены, а в его высокомерии.

Он много думал о себе и мало – о других.

Рав Гамлиэль не стал смягчать свой ответ.

Рав сказал молому человеку, что, в действительности, и он, и его жена более или менее одного интеллектуального уровня.

Брак – это всегда возможность для роста, совместного духовного развития. Но этот человек не желал прилагать усилия, для того чтобы расти.

С другой стороны, он хотел чувствовать себя выше своей жены.

И, чтобы достичь превосходства, он то и дело пытался унизить ее. Он поднимал свою самооценку за счет унижения жены и снижения ее самооценки.

— Хочешь уважать свою жену? – спросил его рав Гамлиэль. – Тогда работай над своей скромностью. По-настоящему скромный человек видит хорошие качества других и считает их выше себя. Если ты научишься быть скромным, то начнешь смотреть на свою жену снизу вверх. Однако, если ты не изменишься и останешься таким же, как сейчас, тогда ты никогда не сможешь оценить достоинств того, с кем связала тебя судьба, потому что тебе всегда будет необходимо унизить другого.