?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ѓаманы и евреи: вчера, сегодня и всегда
В основе ненависти Ѓамана к евреям лежит страсть к личному поклонению

Ѓаман, злодей из истории Пурима, жил спустя тысячу лет после того, как евреям была дарована Тора. Ещё с незапамятных времён спрашивал Талмуд (трактат Хулин 139b): «Где Тора намекает об имени Ѓамана?»

Мудрецы, цитируя Берешит 3:11, где Б-г противостоит Адаму в Ган Эдене, говорят: «Не от этого ли (ѓамин) дерева ел ты?»

Здесь сокрыто больше, чем обычная игра словами. О глубокой связи между Адамом и Ѓаманом говорит рабби Шмуэль Эйдельс (XVI век, известный как Маѓарша): и Адаму, и Ѓаману не хватило одного — именно это привело их к пограничному состоянию и срыву.
Что это «одно» было у Адама?

Адам обладал безмерной властью в Ган Эдене; весь мир был сотворён для него одного. Б-г обозначил границы лишь одного Дерева познания Добра и Зла: таким образом, Творец провёл черту, дабы прояснить человеку его права: ты не Б-г. Есть лишь один Б-г, и это — Я.

Адам был одержим этим «одним». Поэтому, когда Змей предложил ему, что, вкусив от Дерева, ты превратишься из «человека» в «божество», Адам бросил вызов Б-гу и съел от запретного дерева.

Вернёмся к Ѓаману: премьер-министр всемирной империи с её 127 странами, — он почитал себя высшим разумом.

Ѓаману поклонялись все. Все, кроме одного. Еврея Мордехая.

У Ѓамана было всё — власть, привилегия и престиж. Заметив, что Мордехай отказывает ему в челобитии, Ѓаман пришёл в ярость. «Но всё это ничего не значит для меня, пока вижу я Мордехая Иудея сидящим во вратах царских» (Эстер 5:13).

Эго Ѓамана нуждалось в подтверждении правильности его действий, и такой бунт-отказ он вынести не мог. Измученный «горем», он поклялся уничтожить еврейский народ — каждого мужчину, каждую женщину и каждого ребёнка.


Где таится корень зла Ѓамана?



В конечном счёте, единственным препятствием для любой личности, страдающей манией величия, стремящейся к всемирному господству, является Б-г. Мордехай, олицетворяющий вождя еврейского народа, — представитель монотеизма (единобожия) — стал воплощением этого «одного», которое Ѓамана сводило с ума.

Чтобы закрыть рот истине, Ѓаман поставил перед собой мишень — Мордехая и еврейский народ. Он построил виселицу, высотой приблизительно в 25 метров, которая была видна окрест всего города Шушан. Недостаточно было просто повесить Мордехая: нет, этот приговор должен был стать окончательным и триумфальным решением еврейского вопроса. Тогда, все бы безоговорочно признали превосходство Ѓамана. Его эго не могло согласиться на меньшее.


Ловушка в поиске статуса

Психологи говорят, что у каждого человека есть «разумный уровень» понимания важности собственного статуса — дома, на работе и в общине. Если искусственно подпитывать такой уровень ложными иллюзиями и манией величия, то самомнение раздуется и перейдёт все границы допустимого, в то время как реальность останется совершенно другой, и, в итоге, окажемся в ловушке: мы не способны соответствовать тому уровню важности, который раздут нами в болезненных грезах, и вот уже наша самооценка стремительно падает. Наступает срыв.

Как и с Адамом, наш первый шаг на пути к эмоциональному здоровью — осознать то, что человек ограничен и смертен; вечен только Б-г. Чем ближе у нас отношения с Б-гом, тем плотнее мы приближаемся к восприятию своей слабости, склонности к ошибкам и смертности. Моше был назван «самым кротким» человеком, ибо, когда он стоял перед Создателем, он понимал, с Кем имеет дело.

Талмуд сравнивает высокомерие с идолопоклонством: и то, и другое вытесняет присутствие Всевышнего из человеческого сердца.

Когда человек знает своё место и правильно оценивает свою роль в величайшей мозаике жизни, его самооценка правдива, точна, сбалансирована и здорова.

Но желающий превознестись превыше Б-га, несомненно, обречён на полное фиаско. Вот почему неудивительно, что Ѓамана, вместе с его манией величия, казнили на виселице, которую злодей приготовил для еврея Мордехая.



Валюта нашего времени



Дух Амалека следует за нами и наступает нам на пятки и сегодня. Главная валюта западного общества — это его самоопределение, его статус; наше общение с различными людьми и группами либо повышает наш статус, либо понижает.

Стремление к статусу поднимает жизненно важный и вечный вопрос: что лучше: быть или казаться? Что лучше: хорошо выглядеть, производить хорошее впечатление на других или быть по-настоящему хорошим?

Мы сталкиваемся с этим вопросом раз за разом в социальных сетях. Соответствуем ли мы подлинной реальности нашей жизни или публикуем (комментируем, лайкаем, постим, размещаем) лишь то, что «показывает» наш хороший статус? Другими словами, совпадает ли непомерно раздутое себялюбие и желание «выглядеть хорошо» перед другими с тем, что мы реально представляем и чем, в сущности, являемся?

Это порочный круг. Для того, чтобы поддерживать огонь ложного себялюбия, мы воспринимаем лесть и подхалимство, принимающие форму «лайков», «твитов» и бесконечный поток угодничества.

Талмуд (Авот 4:21) утверждает, что «поиск статуса вытесняет человека из мира». Когда наша самооценка зависит от лести других, связанных с внешними обстоятельствами и находящимися за пределами нашего надзора и контроля, мы теряем себя.

Ребецн С. Фельдбранд поясняет:

«Когда мы зависим от мнения окружающих, мы судим себя, по мнению тех, чьё настроение, отношение к ним и чьи ценности непрерывно меняются и весьма не стабильны. Мы собственными руками отдаём свое счастье в руки манипуляторов, которые обеспокоены лишь тем, что о них говорят другие».





Мы постоянно тратим титанические усилия на угождение сначала одному человеку, а далее — последующему. Мы стараемся быть разными: утром — одни, днём — другие, вечером — третьи. Иногда, под давлением окружающих, мы идём наперекор своему внутреннему голосу и остаёмся опустошёнными и униженными.


Мы никогда не выиграем эти гонки.

Всегда у кого-то найдётся статус выше нашего. Коль скоро физические желания можно восполнять и насыщать, стремление к поклонению — только оно одно ненасытно: это всего только фальшивка и иллюзия. Ничто вас полностью не удовлетворит. Когда у ищущего поклонения себе не хватает хотя бы одного человека, который перед ним все еще не раболепствует, тот чувствует свою гордыню ущемлённой.


Еврейская миссия сегодня

Когда сражение закончилось, еврейский народ одержал победу. Это было время настоящего еврейского единства. Драматический поворот событий обернулся против Ѓамана, объявившего евреев, «народ, рассеянный среди народов и обособленный» (Эстер 3:8), преступниками. Еврейское разделение и раздоры подпитывали самоуверенность Ѓамана; ещё до того, как Эстер должна была предстать перед царём, она повелела Мордехаю «собрать всех иудеев» (Эстер 4:16), иными словами, мы противостоим Ѓаману только тогда, когда евреи едины. Это единство дает нам огромные силы выстоять перед врагами.

Идея общей еврейской судьбы воплотилась в празднике Пурим и его традициях (Эстер 9:22). Мы дарим мишлоах манот друг другу, чтобы объединиться в едином послании: одержать победу можно только сообща. Подарки бедным – наиболее объективный символ национального единства.

Главный путь к еврейскому единству — изучение Торы, которая помогает освоить уникальное послание Всевышнего – его руководство людям для жизни в мире и согласии с их назначением.

После победы евреев над Ѓаманом, Мегила сообщает: «и настала для иудеев пора просвета и радости» (Эстер 8:16). У евреев появился свет. Это, поясняет Талмуд (Мегила 16b), был свет Торы — путеводитель для каждого поколения евреев.

Став свидетелем падения Ѓамана — сумасброда, помешанного на геноциде и мировом господстве, — евреи Персии заново приняли свет Торы. Пред ними открылась ясная картина мира, в которой Тора оставалась последним бастионом в борьбе против свихнувшегося мира с его мощным движением к личному статусу «любой ценой».

План Ѓамана был пресечён, ибо еврей Мордехай не отступил ни на шаг от своей непоколебимой приверженности единобожию. В этой незыблемости он спас человечество от варварства. Вопрос о Б-ге остро стоял тогда, и по сей день мы, евреи, остаемся его последовательными защитниками. В течение всей человеческой истории чудесное выживание евреев воспринималось как свидетельство того, что есть Б-г во вселенной. Если Создателя нет, это можно доказать только одним способом: убить Его народ, уничтожить всех евреев — и тем самым триумфально запечатлеть в сердцах обезумевших людей смерть еврейского Б-га.

Такова была логика Ѓамана , такова была логика безумия Гитлера: с их позиций, трудно было бы найти более веский и рациональный аргумент. Убийцы и создатели «окончательного решения еврейского вопроса» исчезли, передав свои идеи последующим ненавистникам еврейского народа. Ѓаманы не сумели выполнить свою человеконенавистническую миссию — убить всех евреев. Евреи — действительное и реальное свидетельство того, что Б-г жив.

автор текста: рав Шрага Симмонс