?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

1. Упорядоченное знание

«Преимущество знания явлений в совокупности их частей, согласно их разделению и порядку отношения между ними, над знанием о них без различения, подобно преимуществу созерцания сада, великолепного своими клумбами и украшенного дорожками и рядами насаждений, над созерцанием зарослей кустов и дикорастущей лесной чащи».

«Путь Творца» Раби Моше Хаима Луцатто (РАМХАЛЬ)
Объяснение:

Тот, кто владеет общими знаниями, но не разбирается в деталях, а также не осознает, что в них главное, а что второстепенное, где причина, а где следствие, даже если знания его вроде бы обширны, не может считаться мудрым. Истинно мудрый человек знает не только целое, но и то, из чего оно состоит, какая между частями связь и как протекает взаимодействие, а также где пролегают границы; и он умеет, сопоставив все свои знания, понять, какие из них важней и почему.
2. Кто мудр?

«Кто мудр? Тот, кто видит зарождающееся».

Трактат Тамид (32а)
Объяснение:

Мудрец умеет распознать причины всевозможных явлений, даже если они глубоко скрыты, и понять, к каким последствиям могут привести те или иные вещи и поступки. И об этом сказал царь Соломон, мудрейший из людей (Коэлет 2:14): «Глаза мудреца — в его голове, а глупый ходит во тьме». Подробнее об этом читайте здесь.
3. Семь различий между умным и «болваном»

«Семь особенностей присущи болвану и семь — умному. Умный не говорит в присутствии того, кто мудрее и превосходит его числом [своих учеников и прожитых лет]; не перебивает собеседника; не торопится с ответом; задает вопросы по существу и не дает уклончивых ответов; отвечает на первый [вопрос] сначала, а на последний — в конце; о том, чего не слышал, говорит: «Я не слышал»; признает истину. Глупец же [отличается] противоположными особенностями».

«Пиркей авот» («Наставления отцов»; гл. 5, мишна 7)
Объяснение:

Семь особенностей присущи болвану. Под «болваном» здесь подразумевается вполне способный ученик мудрецов, однако не воспитавший в себе сдержанность и вежливость, мыслящий поверхностно и потому не способный к глубокому анализу изучаемого. (Тиферет Исраэль)
4. Учиться у каждого

«Кто мудр? Тот, кто учится у каждого человека».

Пиркей авот (гл. 4, мишна 1)
Объяснение:

Тот, кто учится у любого, даже у знающего меньше него, обнаруживает истинную потребность в знаниях и стремление к мудрости, а потому его связь с ней неразрывна.

5. Цель мудрости

«Цель мудрости – привести человека к тшуве и добрым поступкам»

Талмуд (Брахот)

6. Кто больше: мудрый или пророк?

«Мудрый лучше пророка»

Талмуд (Бава Батра, 12а)
Объяснение:

Пророк в своих видениях воспринимает только то, что ему открывают Небеса, в то время как мудрый — благодаря своей проницательности — может постичь также те вещи, которые пророку не были открыты.

автор текста: рав Реувен Куклин