?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Это забавный такой спич; на мне был надет пиджак, вывернутый наизнанку, это была часть концепции и иллюстрация, по сути.

В Талмуде Вавилонском¹ написано следующее: «Какому мудрецу Торы возвращают пропажу даже без особых примет? Тому, кто [надев футболку задом наперед, заметив] обязательно [снимает её и] надевает футболку, как надо».

Безусловно, к данному отрывку имеются вопросы. Вот два из них:
1. Почему данное поведение выделяет подобного мудреца из чреды иных, не столь педантичных, мудрецов относительно данного закона? Иными словами, КАКАЯ СВЯЗЬ ВООБЩЕ, А???
2. Неясно, как нашедшему пропажу вести себя с пришедшим по объявлению мудрецом. Во-первых, надо установить, что он-таки мудрец. Во-вторых, что, надо у него спросить: «Уважаемый, если вы ненароком надели трусы шовчиком наружу, вы их, того? снимаете и надеваете, как следует? Или чё?»? Как-то неудобно...

Ну, относительно первого вопроса, мне кажется, что, так как многие мудрецы Торы весьма отрешены от мира сего, логично, что такой мудрец не сможет со стопроцентной уверенностью определить, его ли это вещь². Поэтому, чтобы спокойно передать находку в чужие руки, нам важно знать, что перед нами тот, кто даже за внешним видом «под рубашкой» следит. Такой мудрец все мелочи приметит, все детальки. А богобоязненность учёного человека спасёт его от ошибки.

...Как быть со вторым вопросом, — ума не приложу...

Теперь о, собственно, Пуриме. Тема Божественного Перевёртыша очень лейтмотивна в этот праздник. Враги собирались покончить с еврейским вопросом, а, обломись, получили фигусмаслом. Что это за тема перевёртыша? ונהפוך הוא
Впервые данный корень הפך упоминается в Торе, если не ошибаюсь, относительно Сдома. Он не был «уничтожен», он именно что был «перевёрнут». Причём, не во что-то перевёрнут, а просто — ПЕРЕВЁРНУТ³. Что является обратной стороной города? Пустыня. Был Сдом, стало плато.

Талмуд в отрывке, процитированном в начале, как раз употребляет этот глагол: футболку ПЕРЕВОРАЧИВАЮТ. На нужную сторону. И, так как представить себе исполнение данного закона на практике мне весьма затруднительно, я предпочитаю видеть в данном высказывании — иносказание. Метафору.
КАКОЙ мудрец способен удостоиться вернуть заблудшую душу?? Такой, который ВИДИТ ВЕЩИ С РАЗНЫХ СТОРОН. Именно такой может «леахзир би-тшува». ...Все прочие штампуют однобоких и узкомыслящих болванчиков, коих мы достаточно видели в жизни, а некоторые и в зеркале...

Пы.Сы. Почему два стиха «И было, когда Ковчег трогался в путь и т.д.» окружены обратными буквами «нун»? В них говорится о том, что все враги Творца разбегутся.
Нун — это пятьдесят (гимматрия). Пятьдесят врат постижения. Тот победит врагов, кто ПОСТИГНЕТ, что всё ОТ ТВОРЦА! И враги — тоже! Это палка в руце Его. Это высший, пятидесятый, уровень: увидеть обратную сторону. Всего на свете.

Спасибо за и пр.

——————————————
¹ Шаббат 114:1
² Напомним, речь идёт о вещи без особых признаков. Впрочем, если он мудрец Торы, так он и побоится присвоить чужое. Хм...
³ Так, во всяком случае, в Раши. А Сфорно пишет, что городской ландшафт СМЕНИЛСЯ на серно-пламенную долину. Упс.

автор текста: рав Ури Суперфин