?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В нашей недельной главе дается заповедь, которая в Торе сформулирована такими словами: «И пусть сделают ковчег из акации, два с половиной локтя его длина, и полтора локтя его ширина, и полтора локтя его высота. И покрой его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его, и сделай на нем золотой венец вокруг» (Шемот, гл. 25, ст. 10-11).

Мы уже говорили о том, что «процедура» строительства ковчега демонстрирует нам, как строить себя. И отсюда понятно, что ковчег символизирует мудреца Торы. Точнее — тот, кто хочет обрести истинную мудрость (а этого хотят все, ведь никто не собирается оставаться всю жизнь в дураках) должен уподобить себя ковчегу, хранилищу Торы.

Но как?

Чтобы это понять, внимательней присмотримся к процитированному фрагменту.

Прежде всего, бросается в глаза, что все указанные размеры ковчега — дробные. На иврите слово «размеры» — мидот. И это же слово означает и качества, свойства характера.

Бааль hа-Турим (раби Яаков бен Ашер, один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор предварительного текста Шульхан Аруха и многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го – первая половина 14-го вв.) пишет, что изучающий Тору, стремящийся к мудрости — должен «раздробить» свою гордыню, переломить хребет высокомерию, разломать стремление к почестям. Ведь Тора, как говорится в Талмуде (трактат Таанит, лист 7), удержится лишь в скромном человеке, который не ставит себя выше других и умеет не выделяться.

О том же свидетельствует и царь Давид в Теилим («Псалмах»), где сказано: «Разбитое сердце не отвергнет Всевышний» (гл. 51, ст. 19).

Длина ковчега, указанная в Торе — два с половиной локтя. Что соответствует 15-ти тефахим (множественное число от слова тефах — во времена Талмуда мера длины, что в переводе на современные единицы измерения равно примерно 10 см).

15 лет, как сообщают нам наши великие Учителя (трактат Авот, гл. 5, мишна 21) — самый благоприятный возраст для того, чтобы начать углубленно изучать Талмуд. Если человек до 15-ти лет лишь примерялся, все ходил вокруг да около, или, скажем прямо, валял дурака — теперь, в 15, ему пора браться за ум.

В Торе дается повеление — покрыть ковчег чистым золотом, изнутри и снаружи.

В этом указании содержится намек на мудреца Торы. Все, что наполняет его, все, что составляет его внутреннюю сущность, должно быть поистине чистым золотым, без малейшей примеси. Когда речь идет о качествах характера, о знаниях — стремиться, чтобы это было золото самой высшей пробы. В духовных аспектах нет места компромиссу — не следует довольствоваться даже серебром.

Одежда мудреца (на иврите — талмид хахам), его внешний вид — тоже должны быть на уровне. Ведь ковчег следовало покрыть золотом не только изнутри, но и снаружи.

Порой, человек решает достичь уровня талмид хахама (что само по себе, весьма похвально). Но начинает он не с серьезной учебы и работы над свойствами своего характера, но — с одежды, внешности, манер. Словом — с имиджа. И, как правило, этим и заканчивает.

Тот, кто добился внешнего блеска и не позаботился о внутреннем наполнении — жалок. Ведь рано или поздно откроется, что в одежды мудреца рядится клоун. Его выдаст отсутствие гармонии между внешним видом и внутренним содержанием. Внешний лоск не может долго скрывать внутреннее убожество.

Тора указывает нам на очередность. Написано: «чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его». Слово «изнутри» предшествует слову — «снаружи». То есть сначала надо позаботиться о внутреннем содержании, о духовном уровне, и только потом — подгонять под него свой внешний вид.

на основе комментариев Бааль hа-Турим
(раби Яаков бен Ашер, один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор предварительного текста Шульхан Аруха и многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го – первая половина 14-го вв.),

рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

и рава Ицхака-Дова Копельмана
(глава йешивы в Люцерне, автор книги «Сиах Ицхак», Швейцария, 1906-2011 гг.)

автор текста: Рав Мордехай Вейц