?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сама идея постройки человеком Святилища для Творца без прямого повеления с Его стороны, несомненно, являлась бы проявлением наглости и мании величия. Для иллюстрации абсурдности этой идеи представим себе, что некий бездомный подходит к одному из богатейших людей мира и заявляет ему, что завтра построит ему дом.

На самом деле, с философской точки зрения, необходимо разобраться в двух вопросах. Во-первых, зачем человеку нужно строить дом для своего Творца, а во-вторых, как можно построить небольшой по размеру дом для Святого, благословен Он, Бесконечного, Того, чьей Славой наполнена вся земля (Йешаяу 6:3)?

Рав Джонатан Сакс, состоявший в дружеских отношениях с бывшим премьер-министром Великобритании Тони Блэром и занимавший в то время пост главного раввина Англии, рассказал мне об одной из их бесед. Блэр, являясь человеком верующим, каждый вечер читает Библию. Однажды премьерминистр пришёл к главному раввину и сказал: «Уважаемый раввин, весь рассказ о сотворении мира: вселенной и всего её наполняющего, планет и миллиардов звёзд, умещается примерно в сорок стихов, находящихся в начале книги Бытие. С другой стороны, в книге «Исход» — четыре недельные главы, включающие в себя около четырёхсот стихов, снова и снова говорят о Скинии, её размерах и утвари. Всё подробно разъясняется в указаниях, а потом ещё раз — в рассказе об их исполнении. Я не понимаю, какова причина этому?» Главный раввин ответил ему на это: «Возможно, Тора хотела намекнуть нам, что построить Дом во Имя Творца вселенной для нас гораздо сложнее, чем для Него сотворить целый мир».
Если так, зачем строительство Храма нужно и человеку, и Всевышнему?

И тайна Мишкана состоит в том, чтобы Слава, которая находилась на горе Синай, находилась в нём в сокрытии. И как сказано там (Шмот 24:16): «И находилась Слава Б-га на горе Синай», и написано (Дварим 5:21): «Вот показал нам Б-г, Г-сподь наш, Славу Его и величие Его». Подобным образом написано о Мишкане (Шмот 40:34 и 35): «И Слава Б-га наполняет Мишкан». И упомянул в отношении Мишкана два раза «И Слава Б-га наполняет Мишкан», в соответствии с «Слава Его и величие Его». И была в Мишкане постоянно с народом Израиля Слава, которая явилась им на горе Синай. И когда приходил Моше, было к нему речение, которым говорили с ним на горе Синай. И как сказал в отношении дарования Торы (Дварим 4:36): «С небес дал тебе слышать голос Его, наказывать тебя, и на земле дал тебе видеть огонь Его великий». И подобным образом о Мишкане написано (Бемидбар 7:89): «И услышал голос, говорящий с ним с крышки (ковчега) из среды двух керувов (херувимов), и говорил с ним». (Рамбан Шмот 25, со слова «вэсод»)

Мишкан, таким образом, — это продолжение дарования Торы на горе Синай. Дарование Торы было кульминационным моментом в истории человечества, когда оно лицом к лицу встретилось со своим Творцом и имело возможность говорить с Ним. Мишкан — это точка соприкосновения между небесами и землёй, подобно спутниковой станции, которая служит связующим звеном между человеком и космосом.

Человек сам по себе и еврейский народ, являющийся народом Б-га, должен всегда стремиться сохранять связь со Всевышним. Спросили как-то маленького Менахем-Мендела (прославившегося впоследствии как «ангел из Коцка»), где находится Всевышний? На что он ответил, что если разобраться, Он находится в любом месте, где ему позволяют находиться.

Всевышний может осенить нас Своим присутствием, только если мы, люди, даём Ему место среди нас. Молитва Рош а-Шаны и Йом-Кипура тоже говорит об этом: «И будешь царствовать Ты один на горе Сион, обители Славы Твоей», — после того, как народ Б-га и богобоязненные люди подготовили Ему, благословенному, место для этого.

Царство Б-га, благословенно Имя Его, зависит от человека. Человек же несмотря на всю свою ограниченность, ничтожность и краткость его дней, подобных «рассеивающемуся облаку, порыву ветра и проходящим, как сон» (Унетане Токеф), является колесницей Святого, благословен Он.

Мишкан не только Дом Б-га, но и Дом, который подготавливает сердце человека к служению Ему, благословенному. «И сделайте Мне обиталище, и буду обитать в них» (Шмот 25:8) — сказано не «в нём», а «в них» — внутри каждого из них. Человек должен прилагать усилия для духовного роста и восхождения к святости, чтобы в его сердце было место для существования Б-га.

Мишкан является продолжением дарования Торы. Дарование Торы является зенитом и нас, и всего народа Израиля.

примус
Примус с инструкцией в подарок

Рав Йехезкель Левинштейн был великим праведником, крайне возвышенным человеком, занимавшим пост духовного руководителя ешивы «Мир» в Иерусалиме. Рассказывают, что как-то ученики раввина послали ему по почте из Америки посылку с примусом, намного превосходившим все примусы, которые в то время можно было купить в Палестине. Ученики ешивы собрались вокруг своего учителя для того, чтобы помочь ему открыть посылку. И вот, после того как были развязаны все верёвки и распакована вся обёрточная бумага, ученики начали доставать из коробки детали примуса и, наконец, инструкцию по использованию. И тогда раби Йехезкель встал и вскрикнул: «Как может быть, что до сих пор есть люди, отрицающие дарование Торы!» Окружающие от удивления начали подозревать, что раввин повредился в уме, однако он объяснил им свою реакцию следующим образом: «Подобно тому, как человек не будет посылать товарищу даже простейший агрегат без инструкции по его использованию, также и Творец мира, давший нам весь мир в подарок, несомненно не пошлёт нас в этот мир, не дав инструкции по пользованию им».
Корабль "Эксодус"
Корабль «Эксодус»
Молитва на «Эксодусе»

Однажды на юге Франции случайный прохожий преклонного возраста спросил меня, не раввин ли я, на что я ответил ему, что да, действительно так. «Если так, — сказал он, — я должен рассказать вам одну историю. Меня зовут Йосеф Арель, мне восемьдесят три года. Много лет я служил в Мосаде, а до образования Государства Израиль я служил в Хагане, и именно я был капитаном известного судна «Эксодус». Я расскажу вам о том, что случилось со мной тогда…»

В трюме «Эксодуса» находилось тогда более тысячи человек: в четыре раза больше, чем позволяли правила. Условия на корабле были ужасные. В каютах царила ужасная духота и антисанитария, воздух был пропитан запахом немытых тел и рвоты. Со всех сторон судно было окружено военными кораблями англичан, орудия их были направлены прямо на «Эксодус», и они были готовы открыть огонь в любую минуту. Еды и воды не хватало на всех. Поскольку палуба не могла вместить всех желающих, капитан принял решение ограничить к ней доступ и выпускать на неё пассажиров посменно, на два часа, чтобы у всех была возможность подышать свежим воздухом.

Наступила пятница. Один из хасидских цадиков, спасшихся из огня Катастрофы, подошёл к капитану, выглядевшему и разговаривавшему, как нееврей, и сказал ему, что завтра — Шаббат, и в связи с этим у него есть одна просьба. На судне есть много религиозных евреев, которые захотят помолиться, и есть ли возможность сделать так, чтобы молитва прошла на палубе? Капитан ответил, что с этим нет никаких проблем, и завтра с восьми до одиннадцати палуба будет зарезервирована для религиозных для молитвы.

В Шаббат на палубе собрались сотни молящихся, и капитан пришёл проверить, всё ли в порядке. И вот он видит, что евреи разбились на многочисленные группы по двадцатьтридцать человек, каждая из которых молится отдельно.

Когда капитан оказался рядом с раввином-организатором молитвы, тот спросил его, всё ли в порядки, с его точки зрения. Капитан ответил ему, что всё в полном порядке, но попросил объяснить, почему присутствующие не молятся все вместе, а разбились на группы? Прежде чем раввин успел ответить, подошёл его служка и прошептал ему на идиш: «Дер гоишер коп фарштейт гор-ништ» (Эта нееврейская голова ничего не понимает).

Капитан, конечно же, понимал идиш.
пожар, дом в огне
Photo by kolyaeg on Pixabay
Во время пожара нет времени думать о гармонии

И сегодня возле Стены Плача нет организованной молитвы, и народ Израиля собирается для молитвы по группам из десяти. Из-за этого каждый, кто приходит посетить Стену Плача, не может не заметить огромную разницу между этим сборищем миньянов и великолепием, величием служения Б-гу в Храме.

В Европе во время эпохи Аскалы один нееврей подошёл как-то к раввину и спросил его: «Почему у вас, у евреев, молитва не организована: каждый кричит сам себе без всякого порядка и гармонии?»

Ответил ему раввин: «Приведу тебе пример. Представим себе музыкальную школу, где учитель учит каждого ученика своей партии, в соответствии с его певческим голосом. Вместе ученики составляют хор, по гармоничности считающийся одним из лучших во всём мире. Однажды в школе начался пожар в одной из учительских, и огонь стал угрожать уничтожить здание вместе с учениками. Тогда директор школы немедленно повелел ученикам выйти на улицу и начать изо всех сил звать на помощь, чтобы собрались люди и потушили пожар. Несколько учеников вышли на улицу и стали звать на помощь, и кричать о пожаре в школе. Учитель музыки, случайно проходивший по улице в тот момент, сказал, что не понимает, почему ученики кричат так беспорядочно и некрасиво, словно забыв всё, чему их учили о правилах гармонии. На это сказал ему один из прохожих: «Глупец, кто может думать о музыке, когда весь дом охвачен огнём и нужно звать на помощь!»

Раввин затем объяснил мораль этой притчи. Сегодня, когда народ Израиля находится в изгнании, он подобен тому, чей дом охвачен огнём. Поэтому у нас нет возможности принимать во внимание все правила музыкальной гармонии и заботиться об эстетике.

Несмотря на всё это из-за продолжительности изгнания во многих общинах начали принимать во внимание соображения эстетики и исполнять, сказанное в «Песне на море» (Шмот 15:2): «Это Б-г мой, и восславлю его». Мудрецы объяснили эти слова, как говорящие об обязанности «украсить себя перед Ним заповедями» (Шаббат 133б), то есть сделать красивую мезузу, красивый талит, и, в особенности, красивое здание для «малого Храма», напоминающего нам о Мишкане.

Эта статья — отрывок из книги рава Пинхаса Гольдшмидта «Слово Торы»