?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Евреям повелели использовать знания окружающей среды на благо человечества. Ничего из природы не должно быть потеряно, даже горчичное зерно.



Кажется забавным, что еврейский праздник Ту би-Шват, отмечаемый в честь деревьев и природы, выпадает на период холодной и «мертвой» зимы (насколько она мертва, учитывая климат Израиля, — это большой вопрос). Кто-то цинично скажет, что иудаизм весьма равнодушен к экологическим проблемам человечества; и поэтому их нечасто встретишь в повестке дня еврейских общин. Мы даже можем оправдать своё недоверие ко всему «зелёному», ссылаясь на Пиркей Авот (3:9) ибо иудаизм вряд ли согласится с теорией о решающей роли окружающей среды в формировании личности:



«Рабби Яаков говорил: «Тот, кто идет по пути овладения Торой и останавливается, чтобы воскликнуть: «Как прекрасно это дерево! Как прекрасно это поле, — становится подобным человеку, подвергающему опасности душу»» (Мишна 9) .




Если выбирать между человеком и природой…

С еврейской точки зрения у «экологической» (и любой другой) деятельности есть одно ограничение: если нужно выбирать между человеком и природой, предпочтение должно быть отдано человеку. Вместе с тем, если всмотреться в наши источники внимательнее и глубже, мы легко обнаружим вдохновляющую взаимосвязь Торы и природы (Тева):

Книга Берешит представляет нам Творца, гордо смотрящего на Своё творение и заявляющего, что оно «хорошо весьма». Он сотворил человека и сразу же назначил его «блюстителем порядка», дабы он заботился о вверенном ему хозяйстве:

«Взял Г-сподь Б-г человека и поселил его в саду Эдена, чтоб он возделывал [этот сад] и оберегал его» (Берешит 2:15).




Овед и шомер: рабочий и охранник

Рабби Норман Ламм в этом стихе подчеркивает две стороны вопроса: Человеку дали название «овед» — рабочий, строитель, ремесленник — и «шомер» — охранник, «который должен оберегать весь мир ради своего настоящего Владельца, а еще Творец обязал человека возвратить мир в лучшем состоянии, чем он был прежде».

Запрет Торы Баль Ташхит (дословно: не порти) обязывает нас сохранять то, что принадлежит человеку. Тора (Дварим 20:19) призывает защищать плодовые деревья в военное время:

«Если осаждать будешь город долгое время, чтобы завоевать его, чтобы взять его, то не порти дерев его, поднимая на них топор, потому что от него ты ешь, и его не руби; ибо (разве) дерево полевое — это человек, чтобы (могло) уйти от тебя в крепость?»





Маймонид (Войны 6:10) чётко проясняет, что запрет должен распространяться гораздо шире. Он утверждает: «Такое правило применяется не только к деревьям. Если кто-то портит вещь, рвёт одежду, рушит здания, закапывает родники или без всякого уважения относится к еде — непременно нарушает запрет Баль Ташхит».


Ничего не должно быть потеряно, даже горчичное зерно…

В Сефер ѓа-Хинух (Книга наставлений) (№ 529) также поясняется, что значит быть хорошим человеком: «Путь праведников и тех, кто совершенствует общество, заключается в том, что ничего не должно быть потеряно, даже горчичное зерно… Нужно предотвращать любое разрушение, насколько хватит наших сил. Нечестивые же радуются, когда видят, как разрушается мир».

Если наше обязательство, в качестве «охранника», заключает в себе запрет Баль Ташхит, то «овэд» предлагает нам положительную роль рабочего или производителя. Сегодня, в связи с экологической катастрофой, мы призваны нести ответственность за природные ресурсы, созданные Б-гом, и улучшать их на благо человечества.


Новейшие технологии в действии

Нас, евреев, охватывает гордость за то, что в Израиле разрабатываются самые современные и передовые технологии — в этом еврейское достоинство и Кидуш Ашем (честь и хвала Вс-вышнему).


Энергия

Наряду с нехваткой воды, страна вдобавок столкнулась с энергетическим кризисом. Израиль больше не мог обращаться за энергией к своим богатым соседям, а вынужден был умолять Небеса в надежде получить другое решение кризиса. Благодаря щедрому израильскому солнцу, евреи начали использовать солнечные водонагреватели, а новейшие исследования и передовые разработки выдвинули Израиль гораздо дальше, за пределы дуд шемеш (обогревательной солнечной батареи), которой пользуется более 90 процентов жителей страны.

Молодая компания «Bright Source Energy», применяющая солнечные технологии в своём производстве, уже осуществляет крупнейший в мире проект в Южной Калифорнии. Согласно проекту, солнечной энергии должно хватить на 140 тысяч домов, что в два раза превышает норму производства солнечной энергии в Соединённых Штатах.

Израиль работает над тем, чтобы навсегда покончить с опасной зависимостью от арабской нефти. Несмотря на то, что электромобили существуют и функционируют во многих странах, Израиль первым построил сеть станций, заряжающих батареи для электротранспорта. Малые размеры таких станций идеально подходят для испытательного рынка, который в будущем станет революционным направлением для транспортной промышленности. Руководитель компании «Better Place» (Лучшее место) Шай Агасси пообещал, что его компания станет вторым международным брендом после «Jaffa Oranges».


Вода

Чистая и свежая вода сегодня почти недоступна для почти миллиарда людей планеты, что составляет приблизительно одну восьмую населения земли.

По статистике, от заражённой воды умирает больше людей, чем от вооружённых конфликтов. Сегодня перед миром поставлена главная задача — найти спасительное решение для выхода из опасной ситуации. Еврейское государство, первая по эффективности страна в вопросе охраны и опреснения воды, её очистки и вторичного использования (75 процентов сточных вод Израиля используются для сельскохозяйственных нужд), — руководит всем международным сообществом. (Вторая по эффективности страна — Испания, перерабатывает лишь 12 процентов своей воды).

В 1930-ых годах в Израиле произошёл невероятный случай, который стал переломным моментом в решении проблемы орошения всей земли. Польский иммигрант, по имени Симха Бласс, обратил внимание на маленькое чудо: дерево, растущее «без воды» в пустыне Негев. Окопав землю вокруг растения, Симха Бласс обнаружил проржавевшую трубу; через крошечные отверстия которой на корни дерева просачивалась влага: микро капельки воды. Так появилась идея высокоэффективного капельного орошения. Сегодня Израиль является крупнейшим поставщиком инновационных технологий, от которых зависят миллионы жизней стран Третьего мира.

К другим достижениям Израиля относится разработка новейшего устройства, при котором сохраняется и используется утренняя роса. Особые поддоны размещают вокруг зерновых культур; приспособление собирает и направляет на корни растений утреннюю росу, скопившуюся за ночь. Сельскохозяйственные испытания нового устройства предвещают огромную экономию воды (на 50%!), которая используется для орошения посевов. Компания-разработчик новейшей технологии неслучайно названа «Талья», что в переводе означает «Б-жья роса».


Деревья

Еврейский национальный фонд высадил более 240 миллионов деревьев на территории Израиля к концу ХХ столетия. Благодаря его усилиям, страна Израиля заняла одно из двух почётных мест в мире, которых удостаиваются государства, активно участвующие в озеленении своей территории. Такое незабываемое достижение возродило к жизни древние и забытые слова из Мидраша Ваикра Раба 25:3:

«Рабби Йеѓуда бен Шимон сказал: „Ты станешь подражать Г-споду, Б-гу твоему“. Возможно ли, чтобы плоть и кровь подражали Вс-могущему?.. Что же тогда означает, что в начале [творения], Б-г сажал деревья; равно как Ты придёшь в страну, и ты насадишь [деревья]».

Серьёзные экологические проблемы, с которыми сталкиваются многие страны, связаны с нехваткой воды, зависимостью от нефти и обеднением пахотных земель. С момента восстановления государства Израиль бесстрашно смотрел на решение этих проблем. Евреи вышли из затруднительного положения благодаря своей изобретательности, сохранив при этом право, данное Торой, «возделывать и охранять землю». У евреев нашёлся ответ на самые насущные проблемы человечества!

Пророк Йешаяѓу когда-то писал: «Возрадуются пустыня и безводная земля, и возвеселится степь, и расцветёт, как лилия» (Йешаяѓу 35:1). Наше поколение не только стало свидетелем расцвета пустыни, но и удостоилось увидеть торжество государства, как всемирного лидера в области экономических инноваций. Своими поступками мы стараемся «оживить» Тору, показывая, что нам небезразлична окружающая среда.

Попробуем по-другому выразить слова Йешаяѓу: еврейский народ — светоч для всего мира!

автор текста: рав Нафтали Вайс