?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Проблема, прекрасно знакомая всем, кто когда-либо соприкасался с преподаванием – хоть детям, хоть ученикам, хоть кому. Ты вкладываешь в него, ты работаешь, тратишь и время, и силы, и душу, на самом-то деле, - а он вдруг раз! – и плюет на все и уходит в панки, не про нас будь сказано. И что же получается, всё зря? Все твои старания ни к чему?

Оказывается, этот самый вопрос задал Мойше-рабейну Самому Б-гу. Когда евреи построили Золотого Тельца, Б-г сказал, что больше не простит их. Мойше-рабейну это привело в ужас. Не только потому, что он болел за народ, - это само собой. Решение Б-га коснулось и его лично. И спасение из египетского рабства, и чудеса в Египте, и дарование Торы, - все это происходило при посредничестве Мойше, и во всём, что было, есть и его доля, его заслуга. А теперь что? Теперь всё зря? И заслуг у него больше нет? «Если Ты не простишь их, Ты что же, сотрешь меня из книги, которую написал?».

И ответ был: нет. Ни в коем случае! «Того, кто согрешил против Меня, Я сотру из Моей книги». Если ученик стал злодеем, заслуги учителя не пропадают. Его труд оценивается не по результату – ведь это ученик выбирает, стать ему злодеем или нет, учитель тут ни при чем! Если он честно старался, честно сделал всё необходимое – Вс-вышний зачтёт ему это так же, как если бы его ученик стал великим праведником. Так объясняет эти стихи Ойр а-Хаим.

Отметим, что Карнеги этого подхода просто не понял бы. При чем тут вообще усилия? Какая разница, сколько человек трудился, - важен результат! Ну да, в этом и разница между Торой и принципами современного мира. Вс-вышний судит по делам и по намерениям, а босс – по результатам…


автор текста: Рав Александр Кутуков