?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Физическое и духовное изгнание

«И сказал Моше народу: поминайте день сей, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо силою руки вывел Господь вас отсюда…»

(Шмот, 13:3)


Машаль (притча):

Рав Нохум из Чернобыля прибыл в дом одного еврея, живущего в глухой деревеньке. В 12 часов ночи рав Нохум встал с кровати, сел на пол и стал со слезами произносить полуночную мольбу (тикун хацот)[i]. Когда хозяин услышал рыдания, доносившиеся из комнаты гостя, он прибежал к нему, чтобы предложить свою помощь.

Он обнаружил рава Нохума распростертым на полу и попросил его объяснить, почему тот плачет.

Рав Нохум сказал, что он молится, умоляя Творца поскорее послать в мир Машаиха.

На лице хозяина выразилось недоумение, и тогда рав Нохум спросил его:

– Хочешь ли ты, чтобы Машиах пришел и взял нас с собой в Иерусалим?

Еврей ответил:

– Не знаю, я спрошу у жены.

Вскоре он вернулся и сказал, что его жена возражает: они не хотят переезжать в Иерусалим вместе с их имуществом, ибо иначе им придется оставить своих кур и уток, которых они вырастили.

Рав Нохум спросил:

– А как придут казаки и украдут твое имущество, что ты будешь делать? У тебя не будет больше домашних птиц, да и жизням вашим будет угрожать опасность.

Еврей пошел еще раз посоветоваться с женой. Женщина моментально решила проблему:

– Попроси рава, чтобы он помолился, когда придет Машиах, чтобы тот забрал с собой в Иерусалим казаков. Тогда мы останемся здесь с утками.

Человек держит клетку с птицей и не может взлететь
Нимшаль (мораль притчи):

Иногда человек находится в личном галуте (изгнании) и не хочет избавляться от него, и нет у него сил преодолеть духовное рабство.

Пасук: «Поминайте день сей, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо силою руки вывел Господь вас отсюда» (Шмот, 13:3) учит нас, что человек обязан помнить об исходе из Египта и его значении каждый день.

Один из уроков, которому учит нас притча, в том, что мы должны стремиться освободиться от пут, которые лишают нас свободы и привязывают к материальности. У каждого человека есть свои «утки» и «куры», в том смысле, что у каждого есть нечто, что отвлекает его разум и сердце от стремления к настоящей свободе. Счастлив тот, кто всегда помнит наше избавление от физического рабства и трудится над собственным духовным избавлением – ради достижения полной свободой.

[i] Полуночную мольбу читают богобоязненные евреи, особенно каббалисты; они встают в полночь, читают Псалмы и траурные элегии и произносят молитвы и мольбы, скорбят об изгнании Шехины и о разрушении Храма. Некоторые посвящают эти ночные часы изучению Торы, другие скорбят о Сионе. Со времени цфатских каббалистов во главе с Ари полуночная мольба носит название Тикун хацот.

автор текста: Рав Зеэв Гринвальд