?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Еврейский закон запрещает причинять животным боль и страдания

Животных можно использовать для удовлетворения правомерных потребностей (например, в пищу или для изготовления одежды). Можно заводить домашних животных, но нельзя физически вмешиваться в природу, дабы не вызвать нарушений и осложнений.


Еврейский закон совместим с вегетарианской диетой, но предполагает использование кожи.



«Ирод также собрал вместе великое множество диких зверей, и львов в огромном изобилии, либо из таких зверей, которые были необычайно сильны, либо таких, которые встречались весьма редко. Их натравливали друг на друга, заставляли драться между собой; мужчин, приговорённых к смерти, бросали на борьбу с такими зверями. А иногородние пришельцы поистине изумлялись и восхищались огромными расходами на представления и опасным зрелищем, но для евреев такие ристалища ощутимо разрушали их обычаи, за которые они так сильно радели».

Иосиф Флавий «Иудейские древности»



«Праведный знает душу скотины своей» (Мишлей 12:10).


Сострадание к животным



Иудаизм уделяет большое внимание правильному обращению с животными. Не оправданная жестокость по отношению к животным запрещена строжайшим образом, и, в большинстве случаев, животные обладают такой же чувствительностью, как и люди. Эта забота о благополучии животных необычна для Западной цивилизации. Большинство цивилизованных стран не принимали этот принцип до недавнего времени; жестокость по отношению к животным не принималась на рассмотрение до 1800 годов, и даже сейчас не воспринимается серьёзно.


Основным принципом обращения с животными в еврейском законе является предотвращение цаар баалей хаимстрадания живых существ. Иудаизм не высказывает определённого мнения относительно того, испытывают ли животные физическую или душевную боль так же, как и люди; иудаизм всегда признавал связь между тем, как человек относится к животным и как относится к людям. Человек, проявляющий жестокость по отношению к бессловесным животным, бесспорно, будет не менее жестоким по отношению к беззащитным людям. Современная психология подтверждает связь между детской жестокостью в отношении к животным и насилием со стороны взрослых. Как ни печально, но обратное соотношение не всегда справедливо — те, кто любит животных, не всегда оберегают человеческую жизнь: Гитлер, например, любил животных; группа по защите прав животных PETA (люди за этичное обращение с животными) написала письмо Ясеру Арафату, которое заключало в себе тревогу и беспокойство за жизнь ослов, случайно находившихся рядом со взорванным террористами автобусом, переполненным израильтянами; сердобольные защитники животных переживали, не ранил ли взрыв находящихся рядом ослов. (Это письмо осталось в интернет-архиве и не находится больше на их сайте).


В Танахе те, кто заботится о животных — герои, а те, кто охотится на них — злодеи. Яаков, Моше и царь Давид были пастухами, людьми, которые проявляли заботу о животных (Берешит 30, Шмот 31, 1 Шмуэль 17). Традиционная история повествует, что Моше был выбран для миссии руководителя еврейского народа в период Исхода из Египта, благодаря его особенным навыкам заботы о животных. «Святой, благословен Он, сказал: „Поскольку ты благ к стаду овечьему, то сделаю тебя пастырем Моего стада, Израиля“». Также и Ривка была избрана в качестве жены для Ицхака из-за своего доброго отношения к животным. Когда слуга Авраама попросил пить, она вызвалась напоить и его самого, и верблюдов Элиэзера, проявив себя тем самым как достойная жена (Берешит 24).


С другой стороны, два охотника из Торы, Нимрод и Эйсав, изображены как злодеи.


Талмуд рассказывает историю о великом рабби, Иеѓуде ѓа-Наси, который был наказан почечнокаменной болезнью и другими болезненными проявлениями различных недугов, за то, что он был недостаточно сострадателен к телёнку, которого привели на убой; после того, как, спустя годы, он осознал свою жестокость, проявив доброту к животным, болезни его оставили (Талмуд Баба Меция 85а).


В Торе человечеству дана власть над животными (Берешит 1:26), из чего следует определённое право использовать животных для законных нужд. Плоть животных разрешено употреблять в пищу; их шкуры можно использовать для изготовления одежды. Сама Тора должна быть написана на пергаменте (материал из телячьей кожи), так же, как и свитки для мезуз и тфилина, а тфилин обязательно должен быть сделан из кожи.


Однако господство над животными не даёт человеку права причинять им неоправданные страдания и проявлять жестокость. Нам разрешено использовать животных по своему усмотрению только тогда, когда на это есть законные причины и потребности, а мы, со своей стороны, должны делать это максимально безболезненным образом, чтобы не причинять им дополнительные страдания. Кошерный забой скота должен быть максимально быстрым и по возможности безболезненным; в случае, когда шхита вызывает боль (например, щербины на ноже для заклания животного или задержка забоя скота), такое мясо не должно быть пригодным для потребления. В иудаизме категорически запрещена охота на животных ради спортивного интереса, а охота и устройство ловушек для поимки животных допустимы только тогда, когда это делается наименее болезненным способом.


Еще об этом: Страдания животных: еврейский взгляд


Права животных


Животные должны отдыхать в Шабат, как и человек (Шмот 20:10). Людям запрещено надевать намордник на вола, дабы воспрепятствовать тому, чтобы он ел во время работы на поле (Дварим 25:4); также мы должны позволить рабочим есть от урожая земли (Дварим 23:25-26). Животные могут есть от плодов земли, когда она отдыхает во время субботнего года (Шмот 23:11).


Несколько заповедей свидетельствуют о физических или психологических страданиях животных. Мы не можем пахать на поле, используя при этом двух животных разных видов (Дварим 22:10), потому что для одного из животных эта работа будет затруднительна. Мы обязаны освободить животное от его бремени, даже если нам не нравится его владелец, или мы не знаем его, или если животное бесхозно (Шмот 23:5; Дварим 22:4). Нам запрещено убивать животное в один день с его детёнышем (Ваикра 22:28), а если необходимо забрать яйца птицы, то мать следует отпустить (Дварим 22:6-7) во избежание нанесения ей психологической травмы. Фактически, Тора конкретизирует, что человек, сохраняющий жизнь птице, будет неизбежно вознаграждён долгой жизнью, то есть наградой, которой удостаивается человек за почитание отца и матери (Шмот 20:12; Дварим 5:16) и за соблюдение всей Торы (Дварим 4:40). Это указывает на важность данного закона.


Нам разрешено в определенной степени нарушить Шабат ради спасения животного от смерти или предотвращения. Например, мы можем их переместить с одного места на другое, если они испытывают боль; не запрещено передвигать объекты, к которым нам не следует прикасаться, чтобы облегчить боль животного; мы можем дать им лекарственные препараты; можем попросить не еврея сделать что-то, что нарушит Шабат ради спасения страдающего животного.


В Талмуде написано, что раввины запрещают покупать животное, если оно не обеспечено в должной степени пропитанием; человек, со своей стороны, должен покормить своих животных прежде, чем начнёт есть сам (интерпретация Дварим 11:15).



Домашние питомцы



Еврейский закон позволяет содержать домашних питомцев, и, действительно, у многих соблюдающих евреев есть собаки, кошки и другие домашние животные, хотя еврейский закон поднимает некоторые сложные вопросы для их владельцев.


Подобно уже сказанному, мы должны кормить своих питомцев перед тем, как поедим сами; прежде чем решить вопрос: заводить питомца или не заводить, — необходимо заблаговременно позаботиться о его пропитании.


Допускается кормить животное не кашерной едой, если вы не едите её сами. Общее правило гласит: разрешено использовать продукты не кашерных животных, если вы сами их не потребляете; разрешено пользоваться зубной пастой, содержащей не кашерные ингредиенты только в том случае, если зубная паста не предназначена в качестве пищи для человека; разрешено носить перчатки из свиной замши. Однако недопустимо извлекать выгоду из смеси молочных и мясных продуктов, поэтому нельзя кормить своего питомца, смешивая мясную и молочную продукцию.


В праздник Песах существуют правила для домашних животных, но они не такие строгие, как в отношении человека. Недопустимо иметь в доме хамец (продукты, содержащие закваску) или получать от него выгоду, а потому нельзя кормить этими продуктами домашнее животное в Песах. Но вы можете кормить своих питомцев продуктами, содержащие китнийот. Разрешается подкармливать животных остатками пасхального стола: например, мацой и фалафелем — ими можно кормить аквариумных рыбок или грызунов. Раньше у меня был хомяк, который любил Песах: морковные и картофельные очистки, кусочки сельдерея и мацу он мог съесть в один присест! Если вы не можете найти подходящую пищу для своих любимцев, вам необходимо временно продать домашних животных не еврею, как вы временно продаёте хамец не еврею во время праздника.



Кастрирование домашнего животного — это нарушение закона Торы


Тора запрещает кастрировать самцов любого вида животных (Ваикра 22:24). Хотя этот закон не применим к самкам домашних животных, стерилизация самок запрещена общими законами цаар баалей хаим (причинение страдания животным). Обратите внимание, что хотя закон запрещает вам стерилизовать вашего питомца, вовсе не запрещено иметь уже кастрированное животное. Если вы хотите стать хозяином кастрированного животного, настоятельно рекомендую вам посетить специализированный приют для животных. Мне удалось услышать весьма забавную историю об ортодоксальной еврейке, которая давала своей кошке противозачаточные таблетки, но я не знаю, было ли это правдой или нет. Разумеется, подобное действие не является нарушением еврейского закона.


Нарушение общего запрета цаар баалей хаим относится к таким действиям, которые могут изменить физический облик вашего питомца любым хирургическим (и не только) способом без особых на то оснований. Например, запрещено стричь когти кошкам и купировать уши и хвосты собакам. Повторюсь, что нет запрета в том, чтобы обладать животным, имеющим физические дефекты (в отличие от свойственных им природных особенностей), поэтому вы можете посетить специализированные питомники, где нетрудно найти для себя необходимое животное.



Для вегетарианцев-евреев


Вегетарианская диета считалась идеальной пищей для человечества. Обратите внимание, что в Берешит 1:29 Б-г даёт человеку для пропитания фрукты и овощи, но не мясо. Мясо было запрещено употреблять в пищу до Потопа (Берешит 9:3). Даже принесение животного в жертву в те времена не подразумевало гибель животного: традиционный мидраш объясняет, что жертвы Авеля и Каина были шерстью и льном (Берешит 4).


Конечно, вегетарианская диета упрощает процесс сохранения кашерности, поскольку она устраняет необходимость отделения мяса от молочных продуктов. Однажды мне довелось услышать анекдот о вегане, который решил соблюсти кашрут, и определил одни овощи и фрукты за «мясо», а другие — за «молоко», некоторые виды овощей у него стали «парве». Усложнив задачу о кашруте, он не смешивал «мясное» с «молочным»!


Большинство вегетарианских продуктов — кашерны. На самом деле, большинство вегетарианцев, не соблюдающие кашрут, доверяют кашерным сертификатам, чтобы убедиться, что продукты, которые они покупают — вегетарианские! Бобы, зерно, фрукты, овощи и молочные продукты можно есть в любых сочетаниях и они не требуют особой сертификации кашерности, если только не подвергаются обработке. Если всё же они обрабатываются, то вам следует поискать надёжную сертификацию кашрута, чтобы убедиться, что фрукты или овощи не подвергаются обработке, так же как и не кашерное производство, и не имеют скрытые не кашерные ингредиенты.


Традиционно мы едим мясо на Шабат и на другие праздники, но это не требование. Нет такого праздника, на котором бы требовалось выполнить мицву — есть мясо, а большинство символических съеденных продуктов на праздники — вовсе не мясо. На праздник Шавуот мы едим, в основном, молочные блюда (которые нельзя смешивать с мясом). Мясо — традиционная часть блюд на Шабат и праздники, для того чтобы стол выглядел, подобно пиру, но вследствие того что вы едите что-то особенное и необычное, этого вполне хватит, чтобы создать торжественную атмосферу.


Вегетарианцы обеспокоены тем, как использовать часть плоти животного для ритуальных целей. Тора написана на шкуре животного (пергаменте), а также свитки в мезузе и тфилине. Тфилин изготовляется из кожи. Шофар на Рош ѓа-Шана — из бараньего рога. Еврейский закон предписывает это.


Еще об этом: Как иудаизм относится к вегетарианству?