Владимир (antipa62) wrote,
Владимир
antipa62

Награда и наказание (Часть 2)

Ответственность за других
До того как еврейскому народу была дарована Тора, Бог судил весь мир в совокупности, не налагая на каждого человечества ответственность только за его собственные дела. Хотя после дарования Торы суд совершается над каждым евреем в отдельности, каждый из нас сохраняет определенную меру ответственности за свой народ и несет наказание, если не помешал другому согрешить. Полная ответственность за тайные грехи друг друга наступила, лишь когда израильтяне перешли Иордан под предводительством Йошуа бен Нуна а и дали обет взаимной ответственности.

Желание Бога даровать добро гораздо сильнее Его желания карать. Поэтому воздействие чьих-то добрых дел помогает его потомкам во всех поколениях, как говорится далее в Торе: «И милость творящий тысячным (поколениям) любящих Меня и соблюдающих Мои заповеди» (Шмот 20:6).
Заслуги родителей и прошлых поколений могут даровать защиту.

Таким образом, заслуги родителей и предков человека могут помочь ему и защитить его. Точно так же заслуги наших праотцов помогают и спасают нас от разрушения. Поэтому сказано в Торе: «И вспомню Мой завет с Яаковом, и также Мой завет с Ицхаком, и также Мой завет с Авраамом вспомню, и землю вспомню» (Ваикра 26:42). Именно поэтому заслуги Патриархов часто упоминаются в молитве, как видно из воззвания Моше к Богу: «Помяни (заслугу) Аврааму, Ицхаку и Исраэлю, твоим рабам, …» (Шмот 32:13).


Хотя заслуги прародителей помогают, не следует полагаться лишь на них, необходимы и собственные усилия. Того, кто грешен, не спасут даже родители, как говорится об этом: «Человек не выкупит брата своего, не (может) он дать Б-гу выкупа за себя.» (Теилим 49:8). Поэтому даже заслуги Праотцов не помогут злодею, и полагаться ему следует лишь на милосердие Бога. И наоборот, заслуги за собственные усилия помогут даже там, где не помогают заслуги праотцов.

Абсолютная справедливость
Основополагающим принципом для понимания всех наград и наказаний в этом мире является то, что Бог справедлив ко всем. Царь Давид выразил этот принцип так: «Судить будет Он вселенную справедливостью и народы – праведностью» (Теилим 98:9). Бог судит каждого, и судит всех одинаково. Поэтому ни в коем случае нельзя подозревать Бога в какой-либо несправедливости.

Только неверующий может сказать, что нет Судьи, и нет окончательной справедливости. Описание такого человека приводит Теилим: «Забыл Б-г, скрыл лицо Свое – не увидит вовек» (Теилим 10:11). Если человек безразличен к Божественному влиянию и считает его простой случайностью, Бог будет продолжать наказывать его еще более серьезными и опасными «случайностями».

Необходимо понимать: все, что ни делает Бог, делается ради нашего же блага, и привыкнуть говорить: «Что Бог ни делает, все к лучшему». Даже благополучие злодеев и страдания праведных являются частью окончательного замысла Бога, несущего благо. Бог не желает вины ни одного из созданий. Он лишь судит мир во благо, и вместе с тем Он судит человечество по делам его.
источник: www.imrey.org
Tags: добро и зло, иудаизм, мировоззрение, наказание и награда
Subscribe
Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments