Владимир (antipa62) wrote,
Владимир
antipa62

Из грязи в князи

И сказал Аврам: Г-сподь Б-г! Что дашь мне, я ведь хожу бездетный, а управителем в доме моем дамесек Элиэзер.

Берешит, 15:2



Раши пишет, что, согласно переводу Ункелоса, наречение Элиэзера «Дамесек» означает, что он был из Дамесека (Дамаска). В продолжении Раши пишет, что в Талмуде (Йома, 28б) это слово объясняется как аббревиатура «דולה ומשקה» — тот, кто черпает и дает другим пить от учения своего учителя. На первый взгляд, слова Талмуда неясны. Ведь называние Элиэзера тем, кто «черпает и даёт другим пить от учения своего учителя», несомненно, большое восхваление. Если так, непонятно, почему Авраам упоминает это восхваление в то время, когда жалуется Творцу, что единственный человек, близкий к нему, это Элиэзер, который, однако, недостоин наследовать ему. Мы бы могли ожидать, что Авраам будет упоминать недостатки Элиэзера как аргумент против того, чтобы он был его продолжением, а не его достоинства.

Для того чтобы ответить на этот вопрос, приведем слова Раши в комментарии на главу Хаей Сара (Берешит, 24:39), который, основываясь на словах наших мудрецов (Берешит Раба, 59), пишет, что у Элиэзера была дочь, и тот искал повода выдать ее за Ицхака. Сказал ему Авраам: «Мой сын благословен, на тебе же — проклятие (Элиэзер был рабом и происходил от Кнаана, который был проклят Ноахом). А тот, на ком проклятие, не может породниться с благословенным». Из этих слов Авраама мы видим, что основная причина, по которой Авраам не желал, чтобы Элиэзер был его продолжением – проклятие, которое было на Элиэзере. [Важно отметить, что, несмотря на то, что поиск невесты для Ицхака противоречил собственным желаниям Элиэзера (выдать за Ицхака свою дочь), и это, по меньшей мере, должно было уменьшить его старания, – тем не менее, он выполнил свою миссию наилучшим образом.]

Как известно, благословение – это увеличение и избыток. Если так, проклятие – это сокращение и сжатость. Тот, кто черпает и даёт другим пить, не добавляет ничего от себя, он только переносит воду, содержащуюся в колодце. Этой воды не становится больше, а только меньше, ведь по дороге вода может расплескаться. Несомненно, что само действие, которое делал Элиэзер (поить других учением своего учителя) – чудесное, однако в нём, всё-таки, было проявление его проклятия. Он ничего не добавлял в этом учении от себя. Возможно, по этой причине Авраам, утверждая, что нет достойного человека, который бы ему наследовал, употребил по отношению к Элиэзеру эпитет «Дамесек», намереваясь тем самым намекнуть на его недостаток.

Интересно привести слова Зоара (Эмор, 103 а): из-за того, что Элиэзер удостоился верно служить Аврааму, «пребывал под сенью веры», он смог выйти из-под проклятия, которым было проклято поколение Кнаана, и, более того, стал благословенным, как мы видим из слов Лавана в приветствии Элиэзеру: «Войди же, благословенный Г-сподом». Эти слова ангел Всевышнего вложил в уста Лавана, утверждает Зоар в другом месте (Шлах Леха, 158а).
Tags: Авраам, Лех Леха, Недельная глава, Рав Реувен Куклин, Раши, недельная глава
Subscribe

  • Мои твиты

    Вс, 11:03: * * * https://t.co/hDn0B8tsae

  • Мои твиты

    Вт, 11:28: Сострадание — неотъемлемая часть духовного наследия. Это — обязательство, выполнять которое Б-г требует от тех, кто…

  • Мои твиты

    Пт, 14:23: По утверждению знатоков медицины, в знойные дни человеку следует съедать только две трети того, что он съедает в…

Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments