?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мишлей 1, 1

מִשְׁלֵי שְׁלֹמֹה בֶן דָּוִד מֶלֶךְ יִשְׂרָאֵל

1. Притчи Шеломо, сына Давида, царя Йисраэйля,

В любом процессе есть 4 составляющих.

Материал
Форма
Тот, кто делает
Для чего делает. Цель процесса.

Царь Соломон (тот, кто написал книгу Мишлей) - вначале представился и доказал, что ему можно доверять. Он сказал о себе 3 вещи.

Я Шломо, сказал он. (он был Пророк и был на нем «Божественный Дух).
Сын Давида. (его отец был Царь Израиля, который получил знания от Пророка Шмуэля и других мудрецов его времени.)
Царь Израиля. (в его распоряжении были все мудрецы его эпохи и он мог проверить все свои знания с их помощью).

לָדַעַת חָכְמָה וּמוּסָר לְהָבִין אִמְרֵי בִינָה

2. Чтобы познать ЗНАНИЕ ОТ БОГА и наставление, понять слова ЛОГИКИ;

В процессе познания мира (мышление) есть несколько составляющих.

ЗНАНИЕ ОТ БОГА - то, что Бог сообщил людям через Тору и пророков. Это аксиомы от Создателя Мира. ЗНАНИЕ от БОГА касается ЗАПОВЕДЕЙ и ДОБРА И ЗЛА и всех качеств и действий человека, к которым применимо ДОБРО И ЗЛО. Любая двойственность: Гордость - Скромность, Расточительность - Жадность, Милосердие - Жестокость и т.д. - требует ЗНАНИЯ ОТ БОГА, чтобы понять, как правильно поступить в каждой конкретной ситуации. Эти аксиомы невозможно вывести логикой. Они не понятны обычному разуму.

Царь Шломо в Мишлей с помощью понятных примеров из жизни объясняет эти аксиомы ЗНАНИЯ ОТ БОГА.

МУСАР - НАСТАВЛЕНИЕ. Функция интеллекта, которая помогает подчинить человеческую природу ЗНАНИЯМ ОТ БОГА.

Бог так создал мир, что «природа человека» ведет его в противоположную сторону от БОГА. Животные инстинкты, злое начало. Как сказано в ТОРЕ «СДЕЛАЛ СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА ЗЛЫМ С НАЧАЛА» (БРЕЙШИТ. 8 часть)

МУСАР - от слова (страдание или тюрьма), это функция, помогающая ЧЕЛОВЕКУ обуздать свои животные страсти и подчинить себя и свою жизнь ЗНАНИЮ ОТ БОГА.

ЛОГИКА - бина. От слова «строить». Функция разума, которая берет знания, которые уже находятся в интеллекте и конструирует из них новые конструкции. Предположения, выводы, обобщения, поиск закономерностей в различных фактах. Все это функции ЛОГИКИ. И книга МИШЛЕЙ помогает усилить эту функцию.

לָקַחַת מוּסַר הַשְׂכֵּל צֶדֶק וּמִשְׁפָּט וּמֵשָׁרִים

3. Чтобы принять наставления разума, справедливости, правосудия и прямоты;

Есть просто «наставления» = МУСАР, а есть «наставления разума» = МУСАР АСКЕЛЬ.

Разница в том, что обычные «наставления» - это удержание животной природы в рамках ЗНАНИЯ ОТ БОГА с помощью страха перед наказанием. «Наставления разума» - начинаются после того, как человек с помощью разума начинает постигать ВЕЛИЧИЕ БОГА. Он заходит мыслями в Начало Творения или начинает изучать Каббалу (сфирот и прочие абстрактные материи). И как только его разум начинает постигать ВЕЛИЧИЕ БОГА, у него появляется «трепет», которые останавливает его от греха.

Также из этой книги с помощью примеров можно выучить правила поведения по «правосудию» (законы между людьми). Можно понять, когда «справедливость» выше закона. И прийти к «прямоте». К тому, чтобы в каждой ситуации разум выбирал самый прямой (по Божественным Меркам) путь.

לָתֵת לִפְתָאיִם עָרְמָה לְנַעַר דַּעַת וּמְזִמָּה

4. Чтобы наивным дать хитрость, юноше – знание и рассудительность;

Наивный человек верит всему, что ему скажут. Хитрый человек - сам умеет хитрить и поэтому видит хитрость у других. Эта книга научит наивных хитрости. Юноша не имеет опыта. А знания приобретаются из опыта. Кроме того юноша спешит и не вдумывается рассудительно в глубину различных идей. Изучив эту книгу, юноша станет опытным и рассудительным.

יִשְׁמַע חָכָם וְיוֹסֶף לֶקַח וְנָבוֹן תַּחְבֻּלוֹת יִקְנֶה

5. Послушает знающий мудрость – и умножит познания, и сообразительный приобретет интеллектуальные уловки;

И также помогут эти примеры знающим мудрость и сообразительным. Знающие мудрость получили её от кого-то из Мудрецов Торы или из Торы. И из этих примеров они добавят себе то, что не слышали раньше.

Сообразительный - это тот, кто может понять «вещь из вещи». С помощью интеллекта делать логические выводы и обобщения. Примеры в этой книге обучают этому качеству ума и усиливают его.

לְהָבִין מָשָׁל וּמְלִיצָה דִּבְרֵי חֲכָמִים וְחִידֹתָם

6. Чтобы понять притчу и то, что она разъясняет, слова мудрецов и загадки их.

Притча раскрывает какую-то мудрость из Торы. Есть внешняя часть (понятный пример) и внутренняя часть - то знание, которое этот пример разъясняет. Мудрецы говорили загадками и многие из них построены на фундаменте Притчей. После изучения этой книги станут понятны те загадки из Торы, которые раньше были скрыты.

יִרְאַת יְדֹוָד רֵאשִׁית דָּעַת חָכְמָה וּמוּסָר אֱוִילִים בָּזוּ

7. Страх пред Господом – начало ПОСТИЖЕНИЯ . Глупцы презирают ЗНАНИЕ ОТ БОГА и наставление.

У всех наук есть основы, на которых они базируются. Эти основы можно проверить через опыты.

Знание от Бога (Хохма в этой книге) - проверить нельзя. Это аксиомы от Бога. Так ОН устроил ДОБРО И ЗЛО. И так он СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА. Поэтому ПОСТИГНУТЬ ЗНАНИЕ от Бога через органы чувств невозможно.

Только ощущение СТРАХА перед Богом способно заставить человека пойти против своей животной природы. Потому что СТРАХ - это тоже часть ПРИРОДЫ человека. Причем самая сильная (влияющая часть). И если появляется СТРАХ ПЕРЕД БОГОМ, то есть возможность удержаться в рамках ЗНАНИЯ ОТ БОГА, которое регламентирует поведение.

Глупцы (Сомневающиеся во всём люди. Скептики) - в принципе не способны познать ЗНАНИЕ ОТ БОГА. Так как сомневаются во всех абстрактных идеях.

Тот, у кого СТРАХ перед БОГОМ заставляет его прислушаться к словам ЗНАНИЯ ОТ БОГА, может прийти к ПОЗНАНИЮ этих знаний. Они становятся для него РЕАЛЬНОСТЬЮ, когда он начинает изучать и соблюдать Заповеди ТОРЫ.

שְׁמַע בְּנִי מוּסַר אָבִיךָ וְאַל תִּטֹּשׁ תּוֹרַת אִמֶּךָ

8. Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не оставляй учения матери твоей,

Отец должен наставить сына на "путь праведный». И это можно сделать через наставления (страдания и ограничения) животного начала в человеке. И тогда он сможет услышать и принять Тору (Учение) матери.

כִּי לִוְיַת חֵן הֵם לְרֹאשֶׁךָ וַעֲנָקִים לְגַרְגְּרֹתֶךָ

9. Потому что это – прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.

Слова Знания от Бога заходят в голову снаружи (как венок на голове) и создают прекрасные мысли. Дальше Знания превращаются в разговор (слова), которые выходят из горла.

От изучения Знания от Бога (Торы) улучшаются и мысли, и слова.

בְּנִי אִם יְפַתּוּךָ חַטָּאִים אַל תֹּבֵא

10. Сын мой, если грешники будут соблазнять тебя, не соглашайся.

Здесь Царь Соломон начинает обучать Знаниям от Бога на простом примере. С этого должен начинать обучение отец, когда хочет объяснить маленькому сыну. Простой и понятный пример - убийцы, которые соблазняют убивать. Это отвратительно для природы человека и опасно. И хотя это Знание от Бога, но его легко понять и с ним согласиться.

אִם יֹאמְרוּ לְכָה אִתָּנוּ נֶאֶרְבָה לְדָם נִצְפְּנָה לְנָקִי חִנָּם

11. Если скажут: "Иди с нами, устроим засаду для кровопролития, беспричинно подстережем невинного»

Грабители говорят, что или будем воевать и проливать кровь или если не будут сопротивляться - то просто ограбим.

נִבְלָעֵם כִּשְׁאוֹל חַיִּים וּתְמִימִים כְּיוֹרְדֵי בוֹר

12. Проглотим их живьем, как преисподняя, и целиком, как сходящих в могилу;

Злодеи предполагают варианты при которых они или ограбят или убьют тех, на кого они нападают.

Примечание Ицхака: Так обычно происходит уговаривание совершить грех (преступление). Преступники и злодеи уговаривают, что ничего плохого не случится. Но факты утверждают обратное.

США лидируют по количеству заключённых в абсолютном значении — около 2,2 млн человек находятся за решёткой. Это 25 % всех заключенных планеты (больше чем в 35 крупнейших европейских странах, вместе взятых, и на 40% больше, чем в Китае), хотя население США составляет всего 5 % населения мира.

В России по состоянию на 1 января этого года в тюрьмах, исправительных колониях и следственных изоляторах содержалось порядка 630 тысяч человек (из них около 523 тысяч - в местах лишения свободы и свыше 107 тысяч - в СИЗО) - это наименьшее число узников в нынешнем веке.

כָּל הוֹן יָקָר נִמְצָא נְמַלֵּא בָתֵּינוּ שָׁלָל

13. Найдем всякое драгоценное имущество, наполним дома свои добычею.

Малбим уточняет разницу между драгоценным имуществом и добычей. Драгоценное имущество (золото и серебро) грабители складывали в общак. А добыча (вещи различные) разносили каждый по своим домам.

גּוֹרָלְךָ תַּפִּיל בְּתוֹכֵנוּ כִּיס אֶחָד יִהְיֶה לְכֻלָּנוּ

14. Жребий твой ты будешь бросать с нами, один кошелек будет для всех нас", –

Грабители уже 3000 лет назад рекрутировали новых членов банд, как коммунисты. На вещи мы будем бросать жребий (мы же честные!), а серебро и золото кладём в общак и у тебя будет в общем кошельке своя доля.

בְּנִי אַל תֵּלֵךְ בְּדֶרֶךְ אִתָּם מְנַע רַגְלְךָ מִנְּתִיבָתָם

15. Сын мой, не ходи (одним) путем с ними, удержи ногу твою от тропинок их,

Путь - это широкая дорога, где идут группами. Царь Шломо советует не ходить с ними вместе никуда. Даже на праздники. Их арестуют и всех, кто с ними. И даже на тропинках (где ходят по одному) - не ходи ни с кем из них. И даже по тропинкам, по которым они ходят - тоже не ходи. Есть места, где собираются преступники. Например казино, ночные клубы, некоторые рестораны. Лучше там не появляться у них на глазах.

כִּי רַגְלֵיהֶם לָרַע יָרוּצוּ וִימַהֲרוּ לִשְׁפָּךְ דָּם

16. Потому что ноги их бегут ко злу и спешат проливать кровь.

Грабёж - это зло. Поэтому обучает Царь Шломо нас, как отец обучает сына, что грабители = злодеи. И поэтому они и друг друга тоже убивают легко и быстро.

כִּי חִנָּם מְזֹרָה הָרָשֶׁת בְּעֵינֵי כָּל בַּעַל כָּנָף

17. Просто так рассыпают семена под сетью, в глазах всякой птицы,

Когда птицы видят семена, рассыпанные под сетью, они думают, что им просто повезло. Просто так привалило счастье поесть бесплатное зерно.

וְהֵם לְדָמָם יֶאֱרֹבוּ יִצְפְּנוּ לְנַפְשֹׁתָם

18. А они делают засаду для крови их, подстерегают души их.

Они - это охотники, которые или убить хотят, или схватить живыми и посадить в клетку.

כֵּן אָרְחוֹת כָּל בֹּצֵעַ בָּצַע אֶת נֶפֶשׁ בְּעָלָיו יִקָּח

19. Таковы пути всякого, кто алчет награбленного: оно отнимает жизнь у завладевшего им.

Этим подводится итог. Вначале у того, кто присоединяется к грабителям, ничего нет. А потом, когда у него появляется имущество награбленное - другие грабители хотят его забрать.

Как был лозунг у коммунистов «грабь награбленное».

חָכְמוֹת בַּחוּץ תָּרֹנָּה בָּרְחֹבוֹת תִּתֵּן קוֹלָהּ

20. Божественная Мудрость наружу произносится, на улицах подает свой голос;

Малбим объясняет, что после того, как отец начал обучать сына Божественной Мудрости, необходимо добавлять по чуть-чуть. Вначале надо произносить вслух, но для себя или для маленьких детей. Потом, вторая ступень - выходить на улицу и произносить перед взрослыми людьми.

בְּרֹאשׁ הֹמִיּוֹת תִּקְרָא בְּפִתְחֵי שְׁעָרִים בָּעִיר אֲמָרֶיהָ תֹאמֵר

21. На главных шумных (местах) взывает она, при входах во врата, в городе говорит она речи свои:

Дальше больше. Взывает - больше, чем «подает голос на улицах». Взывает уже на шумных местах, где собирается много людей. И только после этого «при вратах города». Там сидят старейшины и судьи. И когда «мудрые мысли» были произнесены для себя, для нескольких взрослых, для многих людей - только после этого их можно говорить мудрецам.

עַד מָתַי פְּתָיִם תְּאֵהֲבוּ פֶתִי וְלֵצִים לָצוֹן חָמְדוּ לָהֶם וּכְסִילִים יִשְׂנְאוּ דָעַת

22. Доколе, наивные, любить будете наивность, и насмешники (доколе) будут желать насмешничество своё, а глупцы-грешники – ненавидеть познание?

Наивные - они просто не понимают. И хотя если бы они начали учиться и постигать Божественное Знание - то могли бы разобраться. Но они выбирают быть наивными. Жить просто, «как все».

Насмешники - они верят только в то, что можно доказать. Они не ненавидят Божественное Знание. Просто потому, что у них нет «страха перед Небесами», они выбирают не верить в то, что их ограничивает без доказательств.

Глупцы - грешники - это худшая категория. Они знают, что Тора от Бога и верят в Божественное Знание. Но из-за сильного «животного начала», которое в них побеждает, они ненавидят Божественное Знание и сбрасывают «ярмо Торы» с себя. Это их выбор.

תָּשׁוּבוּ לְתוֹכַחְתִּי הִנֵּה אַבִּיעָה לָכֶם רוּחִי אוֹדִיעָה דְבָרַי אֶתְכֶם

23. Обратитесь к моему наставлению: вот изолью я на вас дух мой, возвещу вам слова мои.

Божественная Мудрость зовёт уйти с плохого пути. Наставления взывают со всех сторон. И внутри человека совесть и интуиция создают дискомфорт и страх у тех, кто идёт путями зла.

יַעַן קָרָאתִי וַתְּמָאֵנוּ נָטִיתִי יָדִי וְאֵין מַקְשִׁיב

24. Потому что звала я, во вы отказывались, протягивала руку свою, но не было внимающего;

Божественная Мудрость влияет на человека из внешнего мира, через увещевания. И из внутреннего мира, через эмоциональное состояние. И обычно, когда приходит расплата к человеку за зло, которое он делал - он готов исправиться и сделать тшуву. Но часто бывает уже поздно.

וַתִּפְרְעוּ כָל עֲצָתִי וְתוֹכַחְתִּי לֹא אֲבִיתֶם

25. И ни во что не ставили вы все мои советы и не желали наставлений моих, –

Есть советы - знания о правильных путях. А есть наставления - предостережения о наказании за неправильные действия. Большинство людей не слушают ни то, ни другое.

גַּם אֲנִי בְּאֵידְכֶם אֶשְׂחָק אֶלְעַג בְּבֹא פַחְדְּכֶם

26. Я тоже посмеюсь над вашим несчастьем, потешусь, когда найдет на вас ужас.

Несчастье - это когда в реальности случится, что то. А ужас - это ожидание ужасного события, которое должно произойти.

בְּבֹא כְשֹׁאָוה \{כְשׁוֹאָה\} פַּחְדְּכֶם וְאֵידְכֶם כְּסוּפָה יֶאֱתֶה בְּבֹא עֲלֵיכֶם צָרָה וְצוּקָה

27. Когда найдет на вас ужас, как гроза, и придет на вас несчастье, как вихрь, когда постигнут вас беда и горе,

Беда - это внешняя неприятность. А горе - это внутреннее состояние. Принимая беду, как предостережение - можно избежать горя. Так как в этом случае беда расценивается, как помощь от Бога.

אָז יִקְרָאֻנְנִי וְלֹא אֶעֱנֶה יְשַׁחֲרֻנְנִי וְלֹא יִמְצָאֻנְנִי

28. Тогда будут они звать меня, но я не отзовусь, будут искать меня, и не найдут меня.

Есть грешники, которые знают, что Бог есть и знают его законы (изучали Божественную Мудрость), но из-за своих вожделений отказались от Бога.

В этом случае, когда приходит наказание (боль) - они начинают взывать к Богу. А есть те, кто сомневался в Божественной Мудрости или просто не знал ничего. Когда к ним приходят неприятности, кризисы и боль - они начинают искать Бога. Но когда явление отказа от Бога становится массовым, то и Бог отдаляется от мира. И получается ситуация, описанная в этом отрывке.

תַּחַת כִּי שָׂנְאוּ דָעַת וְיִרְאַת יְדֹוָד לֹא בָחָרוּ

29. За то, что ненавидели они познание и не избрали (для себя) страха пред Господом,

Божественная Мудрость - недоступна для познания через органы чувств и логику. Единственный способ познать Бога - это присоединиться к нему через «страх перед Богом». Тогда восприятие Бога становится очевидным и его можно назвать «познанием». Выбрать «страх перед Богом» главным чувством, которое двигает мышлением и жизнью - вот единственный главный выбор в жизни человека. А уже за этим выбором приходит познание Бога.

«Все с Небес - кроме страха перед Небесами» - Тора.

לֹא אָבוּ לַעֲצָתִי נָאֲצוּ כָּל תּוֹכַחְתִּי

30. Не хотели (принять) совета моего, презрели всякое наставление мое,

Бог приходит в жизнь человека или как советы, как надо действовать (Божественное Знание и Заповеди для выполнения) или как увещевания (наказания, боль, проблемы и неприятности). Те, кто упорно не слышат советов и не обращают внимания на наказания - идут сами к гибели и ведут мир вокруг себя к гибели.

וְיֹאכְלוּ מִפְּרִי דַרְכָּם וּמִמֹּעֲצֹתֵיהֶם יִשְׂבָּעוּ

31. (За то) вкусят от плодов пути своего и насытятся (злыми) замыслами своими.

Человек принимает решения и действует. После этого получает результаты. Все, что есть в жизни человека - это последствия его решений и действий. Так те, кто идут против Бога будут получать очень негативные последствия. Результаты - это как плоды дерева.

כִּי מְשׁוּבַת פְּתָיִם תַּהַרְגֵם וְשַׁלְוַת כְּסִילִים תְּאַבְּדֵם

32. Потому что отступничество наивных убьет их и беспечность грешников уничтожит их.

Разница между наивными и грешниками в том, что наивные не знают Божественной Мудрости, а грешники знают и идут против неё. Поэтому наивные просто погибнут от своей глупости в этом мире, но сохранят долю в мире грядущем. А грешники будут уничтожены полностью. И в этом мире, и в грядущем.

וְשֹׁמֵעַ לִי יִשְׁכָּן בֶּטַח וְשַׁאֲנַן מִפַּחַד רָעָה

33. Но слушающий меня будет жить безопасно и будет спокоен, не страшась зла».

Божественная Мудрость сохранит его во всех жизненных ситуациях и не будет он бояться гнева Бога. Будет ему спокойно)))

автор текста: Ицхак Пинтосевич