?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

История египетских казней известна: евреи хотят оставить Египет, поэтому Б-г посылает ожесточившемуся сердцем фараону 10 сильнейших казней, но его оппозиция Всевышнему непоколебима.

Как возможно такое, чтобы фараон не смог распознать очевидные действия Самого Вс-могущего Б-га?

Фараон своей персоной олицетворяет отрицание существования Б-га. Это видно из Шмот 5:1, когда в первой встрече Моше и Паро, Моше рабейну произносит незабываемые слова: «Отпусти мой народ!»- на что Паро с недоумением отвечает: «Кто есть Всевышний?»

Поэтому цель египетских казней очевидна: показать, Кто является главным на арене истории. Раз и навсегда: громко и ясно (с чувством, с толком, с расстановкой…)

10 посланных одна за другой казней происходят в определённой последовательности, которая должна привести скрепившего сердце фараона Паро к признанию величия и могущества Б-га.

Рассмотрим их:

Казнь первая: Нил превращается в кровь. Зачем? Паро отождествлял себя с божеством, сотворившим Нил, и он сказал: «Мне принадлежит река моя, и я (сам) сотворил себя» (Йехезкель 29:3). Паро заходит слишком далеко в стремлении доказать свой божественный образ; он, крадучись, в одиночку пробирается к реке и облегчается в неё; поэтому Б-г и говорит Моше: «Пойди к Паро утром; вот, как выходит он к воде, ты стань против него на берегу реки, и посох, который превращался в змея, возьми в руку твою» (Шмот 7:15).

Моше превратил воды Нила в кровь, но Паро это не впечатлило. Он призвал своих магов, и они сделали то же самое.

Должно быть твой Б-г — неплохой маг, не из моей ли он команды?!


Б-г — повелитель природы

Но на этом казни не заканчиваются. И фараон, медленно, но верно, ступает на путь признания величия Творца.

Когда Моше приносит с собой наказание в виде вшей, Паро призывает своих магов, чтобы они повторили этот феномен, но те не могут. «И сказал Господь Моше: скажи Аарону:

«Простри посох твой и ударь в прах земной, и превратится он во вшей на всей земле Египетской. И сделали они так: и простер Аарон руку свою с посохом своим, и ударил в прах земной; и появились вши на людях и на скоте. Весь прах земной стал вшами по всей земле Египетской. Пытались сделать так и волхвы чарами своими, чтобы произвести вшей, но не могли. И были вши на людях и на скоте.И сказали волхвы Паро: это перст Божий. Но сердце Паро заупрямилось, и он не послушал их, как и говорил Господь» (Шмот 8:14)



Почему они не смогли повторить и воспроизвести вшей?

Талмуд (Санѓедрин 67) говорит, что у магии и волшебства нет власти над чем-то крошечным и мелким.

Подобно современной науке, маги Паро могут лишь собирать и манипулировать существующей энергией, но не могут создавать строительный «материал» для самой жизни. Независимо от того, сколь мала обнаруженная частица, всегда будет существовать то, что намного меньше её.

Когда маги Паро сказали: «Это перст Б-жий», они упомянули Создателя по имени Элоким, которое олицетворяет власть Б-жью над природой. (Элоким имеет числовое значение, равное 86, такова гематрия слова «ѓа-тева» — природа). Паро и его люди ступили ещё на одну ступень вечного континуума (совокупность тесно связанных между собой явлений). Они признали в Б-ге власть, способную контролировать силы природы. Но и этого было недостаточно. Фараон всё ещё отказывался отпустить евреев.

Ему захотелось поиграть с Б-гом в жёсткие игры.
На шаг ближе к осознанию

Кульминацией нашей недельной главы (парашат шавуа) становится град, который опустошает все живое. «И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота; и всю траву полевую побил град, и все деревья полевые поломал» (Шмот 9:25). Паро стоит среди руин и развалин и заявляет: «Я неправ, но прав Б-г». В это время Паро упоминает Б-га в Его четырёхбуквенном обозхначении имени (Йуд-ѓей-Вав-ѓей) — превосходящем понимании Божественного величия.

Пришлось-таки Б-гу постучать по голове Паро, чтобы «достучаться» до него, и тогда фараон созрел для принятия власти Б-га.

Однако, каким-то чудесным образом, Паро отказался отпустить еврейский народ. Насколько же велико человеческое эго и рациональная сила!
Удивительный мир Б-га

Во многих отношениях процесс осознания власти Б-га фараоном похож на нас. Когда мы были детьми, мы думали, что являемся центром Вселенной. Затем, благодаря опыту и испытаниям, мы начинаем больше осознавать то, что находится за гранью нашего контроля: землетрясения, онкология и другие превратности судьбы, даже жизнь и смерть. Всё это можно отнести только к проявлению Высшей Силы.

Словом, жизнь — это многочисленные серии таких открытий и признаний. Но иногда что-то создаёт помехи; мы забываем об уже сделанных открытиях и прозрениях и снова возвращаемся в прежний континуум.

Почему? Потому что с каждым шагом технического прогресса мы ощущаем неограниченный потенциал человека. Полёт в космос. Запуск ракеты на Марс. Мобильные телефоны и интернет. Мы восхищаемся тем, чего достигло человечество.

Но куда подевался страх и благоговение перед тем, что возможно Одному только Б-гу? Гравитация… Зрение… Муравейники…
Урок сегодня

Комментаторы говорят, что 10 казней были даны не только Паро. Их также послали и для осмысления евреев. Они должны были наблюдать за деяниями Творца и извлекать уроки, посланные Его могуществом. Такая подготовка была предпосылкой предстоящего откровения на горе Синай.

Мы все должны признать это. Так или иначе, фараон собирался признать Б-га и отпустить евреев. Вопрос состоял в том, будет ли этот путь сотрудничеством с Б-гом или противостоянием Ему.

Талмуд говорит, что «каждый человек должен увидеть себя, будто он сам лично вышел из Египта». В нашей жизни мы встречаем предостаточное количество посланий от Вс-могущего, призванных научить нас Его путям и сблизить Творца с нами. У Него есть Его план, а у нас — выбор: вписаться в него или быть отрезанным от этого плана. Выбор становится ясен лишь тогда, когда мы откроем глаза и прозреем.