?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Запрет быть ближнего

Сказано в главе Ки Теце («Дварим», 25:3): «(До) сорока ударов нанесет, не прибавит». Комментирует Раши: «Не прибавит (не более). Отсюда (выводится) запрет, относящийся к тому, кто наносит удар ближнему своему».

Тот, кто поднял руку на ближнего, даже не ударив его, считается грешником. Это учат наши мудрецы из главы Шмот (2, 13): «И сказал он грешнику: Зачем ты будешь бить ближнего твоего?». Тут идет речь о человеке, который еще не нанес удар ближнему (как мы это видим из того, что сказано: «будешь бить» — в будущем числе), и, несмотря на это, он уже называется грешником.
Почему плакал рав Абрамский?

Рав Ицхак Сильвер в книге Пути мира и добра приводит следующую историю:
рав Йехезкель Абрамский

Однажды к раби Йехезкелю Абрамскому зашел один человек и увидел, как тот, лежа на своей кровати, заливается слезами. Гость был очень встревожен и спросил у рава, что случилось. Раби Абрамский ответил: «Когда я ехал из города домой, я увидел из окна автобуса двух евреев, которые били друг друга и кричали. Это так потрясло меня, что я не могу успокоиться».
Ситуации, когда разрешено быть ближнего

Рав Ицхак Сильвер в книге Пути мира и добра приводит несколько ситуаций, когда разрешено бить ближнего:

Разрешается наносить ответный удар с целью самозащиты.

Разрешается применить силу, чтобы выгнать человека, забравшегося в частное владение без разрешения. Но запрещено причинять ему боль без причины, например, если он сразу согласился покинуть территорию.

В некоторых ситуациях человеку разрешается действовать самому, не обращаясь в бейт-дин. Этот закон действует в случае, когда малейшая задержка приведет к тому, что имущество просто исчезнет без следа. Вор или грабитель могут скрыться, и тогда никто не сможет помочь. Но и здесь применять силу разрешается только с целью вернуть свои вещи и не более того.
Бить детей

Разрешается быть ребенка или ученика в воспитательных целях. При этом важно знать, что раввины нашего поколения считают, что в наше время не следует бить детей. В любом случае, Талмуд запрещает быть ребенка, старшего возраста 20 лет. Отец, который бьет своего ребенка в порыве гнева, и не намеривается главным образом тем самым воспитать его, тоже нарушает запрет бить ближнего.
Легкая пощечина

Рав Сильвер приводит следующую историю:

Рав Шломо Залман Ойербах поделился с учениками одним эпизодом из своего детства.
Рав Шломо Залман Ойербах

Учитель заметил, что два ученика, сидящие за дальним столом, не сосредоточены на уроке и не проявляют никакого внимания. Они как будто отсутствуют в классе. Понаблюдав за ними, учитель заметил, что на полу лежат шашки, которыми они играют ногами. Пол был выложен так, что рядом с их столом, можно было выделить поле для игры. Резко остановив урок, учитель сел на стул бледный, как мел. Дети испугались. Они замолчали и в страхе смотрели на учителя, пытаясь понять, как он будет реагировать.

Через несколько минут учитель встал и вышел из класса. Вернувшись, он, как ни в чем ни бывало, продолжил урок, а во время перерыва попросил двух «игроков» остаться в классе. Те, удивленные странным поведением учителя, были готовы к самому худшему. Учитель обратился к мальчикам: «Вначале я хотел дать Вам строгое наказание, чтобы и вы, и другие призадумались, но побоялся это сделать, так как опасался в гневе наказать вас больше, чем вы того заслуживаете. Скажите мне сами, какое наказание вы выбираете».

Мальчики заплакали и сказали, что согласны на пощечину. Учитель сделал вид, как будто готов сделать это и начал медленно говорить: «Вот, я готов исполнить заповедь…». Затем он слегка шлепнул обоих по румяным щекам и отпустил домой. Эта легкая пощечина была больше похожа на поглаживание. Но именно она оставила глубокий след в душах детей на долгое время…
Быть жену

Пишет рав Сильвер:

«Маарам из Ротенбурга говорил, что ударивший жену считается более серьезным нарушителем, чем тот, кто ударил другого человека. А если подобные действия периодически повторяются, то бейт-дин должен принять любые возможные меры для предотвращения подобных ситуаций. Если муж, несмотря ни на что, не меняет своего отношения к жене, то, по некоторым мнениям, он должен развестись с ней. Ведь среди евреев никогда не было принято жестоко обращаться с женами».

автор текста: рав Реувен Куклин