?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В своём романе «Инструкция к спуску в ад», известная английская писательница Доррис Лессинг подчёркивает, что восприятие человека во многом зависит от его ожиданий. Персонаж в её романе замечает, что целые эскадрильи ангелов могут пролететь над человеком, но если тот их не ждет, небесный полет так и останется незамеченным.

Комментаторы Торы задаются вопросом, почему, когда Тора говорит об Аврааме, она умалчивает о его достоинствах? Почему нам не раскрывают истину о том, что побуждало Авраама желать тесного общения со Вс-могущим?

Ответ в том, что Тора действительно повествует о величии Авраама, рассказывая о таком простом факте: именно Авраам услышал призыв Вс-сильного, ибо Б-г говорил со многими, но только Авраам услышал Его голос и внял Его словам.

Одно из самых феноменальных «восприятий» всех времён раскрывается в этой части Торы — в книге Шмот. Здесь говорится, что Моше пас посреди пустыни овец своего тестя Итро. Вдруг он увидел небывалое и невозможное в природе явление: охваченный пламенем куст сухого терновника горит, но не сгорает. Одержимый стремлением узнать, что происходит на самом деле, Моше подошёл к горящему кусту и… внезапно услышал голос Творца. Это Б-г обращался к Моше; Именно ему Всевышний доверил ответственность за освобождение еврейского народа из египетского рабства.

Комментаторы Торы много раз задавались вопросом: почему Вс-могущий, ради того, чтобы завязать разговор с Моше, открылся ему из горящего куста?

Раши видит в горящем кусте символ Б-жественной защиты и убежища в те сложные времена, когда еврейский народ проходит через «горнило испепеляющих страданий». Пылающий в огне куст — это прообраз Б-жественной поддержки Его народа, его выживания и спасения в годину горьких бед и острой нужды: он подвергается гибели, но остается живым.

Рабейну Бахья предлагает две дополнительные интерпретации. Цитируя мидраш, он подчёркивает, что еврейское слово «сиах» (куст) похоже на произношение слова «Синай». Мидраш предсказывает горящий куст как будущее зарево огня на горе Синай во время дарования евреям Десяти Речений.

Вторая интерпретация, которую выдвинул рабейну Бахья, предполагает, что образ горящего куста может быть парадигмой для всего материального мира. Коль скоро физический мир — это продукт Б-жественного творения, логично предположить, что материальная Вселенная, сама по себе, может сгореть от мощного испепеляющего духовного потока, исходящего от Творца. Поэтому существование Вселенной очень похоже на несгораемый, благодаря Б-жественному вмешательству, горящий куст. Образом неопалимой купины Вс-могущий уверяет нас в том, что Он будет поддерживать и оберегать нашу планету.

***

Возможно, ярчайшее наблюдение было сделано Сфорно. Он утверждает, что, находясь около куста, Моше получил наименьшее из пророчеств, чем когда-либо за последние годы. Еврейская мысль утверждает, что между пророчеством Моше и остальных пророков было существенное и решающее различие. В то время, когда все пророки получали Б-жью весть в форме некоторого образа, который впоследствии нужно было истолковывать, Моше слышал слово Творца напрямую, без участия какого-либо посредника. Горящий куст, тем не менее, является исключением из этого правила, намекая на то, что духовное восприятие Моше пока нуждается в совершенствовании.

Тосафот Даат Зканим также отмечает, что куст никогда не использовался в качестве идола для поклонения, поэтому Моше слышал Б-жью волю от «посредника», лишённого духовной подмены и загрязнения.

Другие мидраши видят куст как знак смирения, намекая Моше, что Б-г обитает среди смиренных людей. Подобно тому, как горящий куст является символом смирения, но изобилует сверхъестественными свойствами, выходящими за пределы законов природы, так и пророчества Моше выходят за рамки его духовного восприятия в настоящий момент, побуждая его подниматься к высотам, которые никто из рода человеческого не смог бы преодолеть.

автор текста: рабби Йеѓуда Аппель Эш ѓа-Тора, Кливленд