?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Алаха в недельной главе

Йосеф и запрет мстить

После смерти Яакова братья испугались, что Йосеф отомстит им за то, что они продали его в рабство, и стали молить его простить их. Йосеф заплакал из-за этого ложного подозрения и объяснил им, что не питает к ним враждебности и считает продажу его в Египет деянием Творца: «Разве я вместо Б-га», — сказал он им, и продолжил: «вы замышляли против меня зло, Б-г замыслил то к добру, чтоб содеять как сего дня: сохранить жизнь народу многочисленному». Йосеф обещает братьям не только не мстить им, но и относиться к ним добродушно и давать им необходимое пропитание. Он сказал братьям: «И ныне, не страшитесь, я довольствовать буду вас и ваших детей».

Наши мудрецы (Мехильта на главу Бешалах) говорят, что Йосеф своим этим ответом уберегся от запрета мстить.

О запрете мстить

Напишем вкратце об этом запрете.
Два запрета

Сказано в Торе (Ваикра 19, 18):

«Не мсти и не храни злобы в сердце на сыновей своего народа».

В этом стихе есть два запрета «не мсти» и «не храни злобы». По мнению наших мудрецов (Талмуд, трактат Йома, 23 а), разница между ними следующая: «не мсти» — это запрет поступать с ближним так же плохо, как он поступил с тобой, в то время как «не храни злобы» — это запрет хранить в сердце злобу и ненависть к ближнему, который причинил боль или страдание.

Наши мудрецы приводят следующий пример запрету мстить:

Человек просит: «Одолжи мне свой серп». Сосед отвечает ему: «Нет». На следующий день сосед просит: «Одолжи мне свою лопату». А тот отвечает ему: «Ты мне вчера не дал серпа, так и я тебе не дам лопату».

А запрету держать злобу наши мудрецы приводят следующий пример:

Человек просит: «Одолжи мне свой серп». Сосед отвечает ему: «Нет». На следующий день сосед просит: «Одолжи мне свою одежду». Тот соглашается одолжить, но при этом говорит соседу: «Я не такой, как ты, я тебе дам».
Каким образом человек сможет отказаться от мсти?

Пишет рав Сильвер в книге Законы истины:

«Отказаться от желания мстить очень сложно, если мы не осознаем и не замечаем, что все события несут в себе особый смысл. Однако, понимая, что все происходящее контролируется Всевышним, и нередко это всего лишь отголосок прошлых событий и наших проступков, мы с легкостью убираем руки от меча возмездия. Именно поэтому наша главная задача — открыть свое сердце для этого понимания. Кроме того, стоит обратить внимание на то, какую пользу приносит нам эта заповедь: если многие из нас будут более сдержанными, и не будут хранить злобу, мир, несомненно, изменится к лучшему».

И это мы можем выучить из ответа Йосефа братьям: «Вы замышляли против меня зло, Б-г замыслил то к добру, чтоб содеять как сего дня: сохранить жизнь народу многочисленному».

автор текста: рав Реувен Куклин