?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Всевышний подбадривает Яакова. Как написано: «Не бойся сойти в Египет, там Я сделаю тебя великим народом» (Берешит, гл. 46, ст. 3).

Выходит, сам Яаков не особо горит желанием спускаться в Египет? Что же его смущает?

Известно, что евреям предстоял 400-летний галут (изгнание). Об этом мы уже читали в книге Берешит (см. гл. 15, ст. 13).

Однако фактически сыны Израиля провели в Египте только 210 лет. Потому что отсчет изгнанию положило приношение Ицхака (акедат Ицхак). С момента совершения акеды и до Исхода из Египта прошло 400 лет. Ровно столько, сколько и должен был продолжаться галут.

Но ведь Ицхак жил в Кенаане, на территории, которая в дальнейшем будет называться — Эрец Исраэль. Разве это можно считать изгнанием?

Можно. Потому что Эрец Исраэль пока еще не была владением Ицхака. Значит Ицхак жил на чужбине, не на своей земле.

Еще есть мнение, что галут был сокращен, благодаря сверхвысокой рождаемости у сыновей Израиля. Необходимое число евреев побывало в галуте уже спустя 210 лет их пребывания в Египте.

Когда настало время покинуть галут, сыны Израиля на тот момент опустились на сорок девятую ступень духовной нечистоты. И если бы они сделали хотя бы еще один шаг в этом направлении — неминуемо сползли бы в итоге на самую низшую, пятидесятую ступень. А покинуть пятидесятую ступень уже — невозможно. И это означало бы, что им предстояло навечно остаться в Египте. Навечно быть в рабстве.

Понятно, что такая перспектива Яакова совсем не прельщала. В его голове роились тревожные мысли: одна горше другой.

Вначале он полагал, что изгнание, уготованное потомкам Авраама, началось, когда Авраам возложил своего единственного сына на мизбеах (в условном переводе — «жертвенник»). И если так — пребывание в стране Кенаан, на земле, пока еще не принадлежащей евреям, считается галутом и входит в число 400 отмеренных им галутных лет.

Но вот, судьба, в лице Йосефа, позвала Яакова спуститься в Египет. Получается, что Кенаан — уже еврейская земля. И жизнь там изгнанием не считается. Галут начнется лишь со спуском в Египет.

400 лет рабства. 400 невероятно долгих лет на чужбине! Кто сможет выдержать их? Будет ли кого возвращать? Или сынам Израиля грозит пятидесятая ступень нечистоты и вечный мрак черной дыры египетского непотребства?

Яаков страдал. Его душевные раны жаждали исцеления.

Целебным бальзамом пролились на них слова Всевышнего: «Не бойся сойти в Египет» (тебе не придется оставаться там 400 лет).

Ведь почему именно — 400?
Чтобы за это время через рабство прошло определенное количество людей.
Но «Я сделаю тебя великим народом», — обещает Всевышний.
Благодаря высокой рождаемости, это число достигнуто намного раньше. И 400 лет — не потребовались.

Кроме того, великий народ — это много людей. А значит — и множество заслуг, благодаря которым рабство может кончиться раньше.

Таким образом, Творец успокоил Яакова, обещая спасти его сыновей из Египта и не дать им опуститься на последнюю ступень.

на основе комментария рава Яакова Гадиши
(главы раввинского суда города Джербы, Тунис,1852-1910 гг.)

автор текста: Рав Мордехай Вейц