?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Изучение Торы

«Талмуд Тора кенегед кулам» — изучение Торы приравнивается ко всем другим заповедям вместе взятым.

Мудрецы учат нас, насколько важно изучать Тору, и делать это с большим усердием.

Спросили как-то рава Баруха Бера Лейбовича:

— Если человек материально помогает изучению Торы, получит ли он в будущем мире ту же награду, как тот, кто её учит, и есть ли между ними разница?

Рав Лейбович улыбнулся.

— У изучающего Тору есть еще и олам ѓа-зе – этот мир.

Некоторые представляют себе изучение Торы как способ получить награду в будущем мире. Им кажется, это обязанность. Но тот, кто по-настоящему ощутил сладость Торы, понимает, что нет в мире выше радости, чем возможность её изучать.

Многие знают, что гаон Стайплер женился на сестре Хазон Иш. Но мало кто знает, что, когда сестра Хазон Иш приехала в гостиницу, где предстояла первая встреча с женихом, Стайплер как раз прочитал «ѓа-мапиль» – молитву перед сном, и лег спать. Он решил сначала немного отдохнуть, а потом уже встретиться с девушкой. Как же получилось, что молодому человеку, приехавшему ради встречи с потенциальной невестой, вдруг сразу понадобилось поспать?

Обычное расписание дня Стайплера представляло собой 36-часовой день и затем 6-часовую ночь. Таким образом, просыпаясь в воскресенье утром, он садился за Тору, отвлекаясь исключительно для удовлетворения совсем уж неотъемлемых нужд, и ложился спать только в понедельник вечером. Затем чуть свет во вторник он просыпался — и учился до вечера среды.

Когда ему организовали шидух, он посчитал, что поездка на поезде займёт шесть часов. Не хотелось тратить время попусту, поэтому ночь перед поездкой он не спал (хотя обычно это было время его сна), предполагая, что выспится в поезде.

Однако, зайдя в поезд, он увидел, что сиденья обиты тканью, возможно, содержащей шаатнез – запрещённой евреям смесью шерсти и льна. В результате вместо того, чтобы прилечь, он всю дорогу стоял и повторял наизусть мишнайот из Талмуда. А когда наконец добрался до гостиницы, разумеется, был немного уставшим.

Эта история только маленькое свидетельство добросовестности и усердия Стайплера, приоткрывающая правду о том, что помогло ему стать великим мудрецом. Было известно, что он даже обладает руах а-кодеш – особым духовным видением.

— Во времена Советского Союза в России проходила тайная операция: надо было помочь отказникам в изучении Торы. Раввины приезжали в страну нелегально и подпольно давали уроки. Один молодой раввин, участник этой операции, рассказывал, как русский бааль тшува задал ему такой вопрос:

— Когда я учу Тору шесть часов подряд, постепенно мой мозг начинает переключаться на посторонние вещи. Тогда я встаю на голову, чтобы кровь прилила к мозгу и прояснила разум, и могу учиться еще несколько часов. Вопрос – могу ли я повторять наизусть мишнайот, стоя на голове?

Есть просто месирут нефеш (самопожертвование), а есть Месирут Нефеш с большой буквы!

Рав Нафтали Троп, глава ешивы Хафец Хаим в Радине, был известный талмид хахам – мудрец Торы. Все его очень любили.

Когда, будучи ещё молодым, он заболел, ученики ешивы ходили по городу, прося евреев пожертвовать ему время своей жизни. Кто-то делился днями, кто-то неделями. Когда опросили всех, пришли к Хафец Хаим и спросили, не мог бы он пожертвовать время из своей жизни ради любимого рош ешива. Хафец Хаим подумал и сказал, что готов отдать реб Нафтали одну минуту своей жизни.

Молодые люди не могли поверить ушам.

— Ребе, всего одну минуту и ни секундой больше? – потрясенно спросили они.

И Хафец Хаим им ответил:

— Если бы вы знали, чего человек может достичь в течение одной минуты учебы, вы бы так не разбрасывались временем своей жизни.

Этот ответ перевернул их сознание.

Они вернулись в бейт мидраш, чтобы продолжить учебу. Позднее они заметили:

— В тот день мы учились особенно усердно и прилежно под впечатлением от слов нашего учителя.

Есть выражения «убить пару часов», «убить время». Надо отдавать себе отчёт, что люди, говорящие и делающие так, на самом деле потихоньку убивают себя.



Отрывок из книги «Double Impact».

автор текста: рав Довид Каплан