?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Йеуда зашел к блуднице?

ВОПРОС:

Здравствуйте!

Меня смущает в истории с Йеудой и Тамар следующее: если даже праотцы соблюдали всю Тору по желанию, так что можно требовать от нас? Как можно требовать от нас выполнять слова Торы во всех деталях в то время, когда даже праотцы выполняли её «по желанию»?


ОТВЕТ РАВВИНА:


Несмотря на то, что поведение Йеуды выглядит, на первый взгляд, недостойным, мудрецы сообщают нам, что Йеуда ни в чём не согрешил. Более того, из слов мудрецов ясно, что во всех своих действиях Йеуда руководствовался высокими намерениями. Ниже постараюсь привести часть высказываний мудрецов, объясняющих поведение Йеуды с Тамар.

В трактате Сота (10 а) сказано: прежде, чем Йеуда «зашёл» к Тамар, он выяснил у неё, разрешено ли, по Торе, на ней жениться. Он спросил у неё, еврейка ли она, не является ли она замужней женщиной, не является ли она нидой[1]. Тамар отвергла все опасения Йеуды. Прежде, чем Йеуда «зашёл» к Тамар, он посвятил её себе в жёны кольцом, которое дал ей (см. Берешит 38, 18), как сказано в комментарии «Даат а-Зкеним» («Что означают кольца жениха и невесты?»).

В книге Зоар (Ахарей Мот 72 а) сказано, что Йеуда почувствовал духовное величие Тамар, поскольку лицо её светилось и от неё исходил особый «духовный» аромат. Именно этим объясняется такое сильное желание Йеуды жениться на Тамар.

Также Зоар сообщает, что Йеуда, женясь на Тамар, желал связать качество дин («суд») с качеством рахамим («милосердие»), что в Каббале называется амтакат диним («смягчение суда»; Тамар была связана с качеством дин, а Йеуда с качеством рахамим). Намёк на это мы можем увидеть в их именах. Аризаль пишет («Шаар Акдамот» 86 б), что гематрия (числовое значение букв) слова дин (64), помноженная на 10, равняется гематрии слова «Тамар» (640). Имя Йеуды же составлено из букв, содержащихся в имени Творца (Йуд—Кей—Вав—Кей), связанном с качеством рахамим.

Ещё сказано в Зоаре, что Тамар была предназначена Йеуде уже с шести дней Творения, подобно тому, как Бат-Шева была предназначена царю Давиду.

В Зоаре проясняется также, что во всех своих действиях, связанных с Тамар, Йеуда руководствовался глубокой мудростью и возвышенными стремлениями. Поэтому потомком Йеуды и Тамар стал царь Давид. И Машиах будет тоже их потомком.

[1] Состояние женщины (во время менструации и после неё до окунания в микву), которое запрещает интимную близость.

автор текста: рав Реувен Куклин