?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Чего боялся Яаков?

Яакову передали, что его брат Эсав идет к нему навстречу, чтобы «поприветствовать» его, во главе армии из 400 мужчин, вооруженных до зубов. Отсюда ясно, что Эсав намерен покончить с Яаковом. Пасук говорит о том, что Яаков страшно испугался.

В трактате Брахот, 4а, рав Яаков Бар Иди замечает, что существует противоречие между этим пасуком и другим, в предыдущем тексте: когда Яаков уходил из дома своего отца, Всевышний пообещал ему, что будет защищать его.

Рав Яаков бар Иди отвечает, что Яаков боялся, что обещание Всевышнего защищать его определялось важным условием: Яаков останется на том духовном уровне, на котором он находился на момент обещания Творца. Яаков боялся, что за минувшие годы он не раз грешил и отныне уже не тот человек, к которому относилось обещание Создателя.

Таким образом, разрешается видимое противоречие: обещание Бога охранять его предполагало, что Яаков останется на том же уровне духовности и искренности, однако нынешний Яаков боялся, что потерял ту чистоту, которая была у него прежде. Соответственно, ему было чего опасаться при встрече с Эсавом.
Яаков не может бояться?

Эту Гмару тяжело понять, ибо Яаков был, прежде всего, обычным человеком. Как бы ни были велики наши праотцы, они все равно состояли из плоти и крови, как и мы, и обладали тем же физическим телом, что и у нас, и испытывали те же трудности, что и другие обычные люди.

Это означает, что Яакову предстоит сейчас самое главное испытание в жизни: применить свое Божественное видение и интеллектуальное понимание мира на практике.

Разумеется, он знал, что Всевышний пообещал защищать его, но вот сейчас наступил момент истины: Яаков может оказаться лицом к лицу со своим братом, жестокая природа которого была ему известна с младых ногтей: Эсав — властный и грубый человек, гонимый желанием отомстить за прошлые обиды.

Он не идет на Яакова один; он ведет за собой целую армию, призванную помочь Эсаву в осуществлении ужасного намерения – убить брата.

Тут есть, от чего испугаться!

Так почему же рав Яаков бар Иди уверен, что Яаков не может бояться?

Быть может, Яакову страшно – не из-за какого-то греха, который понизил его духовный уровень, но из-за опасности, перед лицом которой он оказался.

Возможно, он боялся Эсава, боялся идти на встречу к нему в одиночку, боялся умереть.

Это объяснение подкрепляется тем, что Всевышний дал Яакову обещание защищать его более 34 лет назад! Много времени прошло с тех пор, как Яаков покинул дом своих родителей. Может быть, его вера в обещание Творца померкла со временем?..

Возможно, Яаков все же находился под пусть и не большим, но все же влиянием естественных процессов этого мира? Почему рав Яаков бар Иди утверждает, что должен быть какой-то иной ответ для объяснения страха Яакова?

Разве объяснение не может быть самым простым: Яаков не слышал обещания Творца вот уже много, много лет, и ему было просто-напросто страшно?!

Разве Яаков не может быть таким же, как и мы?..


Яаков ходил с Богом

Ответ на этот вопрос заключается в том, что, по-видимому, есть явное различие между Яаковом Авину и обычным человеком.

Яаков Авину ходил с Богом.

Просыпаясь поутру, он говорил: «Доброе утро, Всевышний». Засыпая, он произносил: «Спокойной ночи, Всевышний». В процессе ежедневных забот Творец все время «находился» рядом, прямо перед ним. Яаков чувствовал присутствие Творца, когда ходил, ел, встречал других людей.

Яаков знал, что Создатель с ним.

Одна из причин, из-за которой нам так тяжело полностью довериться Всевышнему, — это то, что Он «не здесь». Возможно, Всевышний где-то там, за тринадцать миллиардов световых лет от меня, на Небесах. И когда поздно ночью я иду по холодной и темной улице, и вдруг рядом останавливается машина, и из нее выходят трое грозного вида мужчин и направляются ко мне – в это мгновение я чувствую свое полное одиночество.

Я совсем один. Трое мужчин и я.

Конечно, мне страшно.

Кому бы не страшно было?!
Яаков Авину никогда не был один

Но Яаков Авину никогда не был один. Все его существование было сосредоточено на желании быть ближе к Всевышнему. Бог был рядом с ним в каждую секунду его времяпрепровождения.

Когда Яаков пришел к колодцу в поисках жены, Всевышний находился прямо там, как самый заботливый шадхан, устраивая все так, чтобы Рахель пришла в тот же момент со своими овцами. Так же и сейчас, Яаков готовится к встрече с братом, которая, скорее всего, превратится в смертельный поединок, но он по-прежнему не остается один.

Он ходил с Богом.

Если бы у Яакова не было особых причин допустить, что обещание Всевышнего больше не действует, вызвать у него страх было бы невозможно. Это похоже на то, как ты или я, находясь в сопровождении целой армии, вдруг убоялись бы каких-то парней из старших классов. Именно поэтому рав Яаков бар Иди спрашивает: «Разве возможно, чтобы Яаков боялся?» и объясняет испуг и боязнь Яакова тем, что обещание защиты больше не действует. Всевышний, возможно, больше не гарантирует его охрану. Иначе, было бы невозможно, чтобы Яаков боялся опасности.
Расти с ощущением крыши над головой – означает видеть Его всегда рядом.

Идея того, что Всевышний находится рядом с нами, является основой доверия к Богу – это наш битахон, то есть упование на Творца, уверенность в Его полном контроле над всем, происходящим с нами. Если человек не знает (не ощущает, не чувствует), что Бог находится рядом с ним, тогда любой разговор о доверии к Нему становится бессмысленным.

Как я могу полагаться на Бога, если Он неизвестно где и не рядом со мной? Какой смысл в доверии к Нему, если Всевышний не присутствует здесь и сейчас, чтобы защитить меня и позаботиться обо мне?

Битахон, по определению, означает, что Всевышний находится здесь, присматривает за мной и участвует в моей жизни.

Хотя эта идея достаточно очевидна, ее не так легко применить на практике. Чтобы действительно знать и ощущать присутствие Всевышнего, надо много работать над собой: уровень этого знания в большой степени определяет духовный уровень человека.

С другой стороны, это одна из простейших вещей, которую человек может сделать: научиться помнить, что Всевышний находится тут, рядом, пока я говорю, пока я думаю, пока я читаю.

Не где-то там, за миллионы километров, за тридевять земель, на Небесах, а рядом.

Осознание этой истины кардинальным образом меняет мои взаимоотношения с Всевышним, мою службу Ему, и в итоге – мою жизнь.

ИСТОЧНИК: Шмуз
автор текста: Rabbi Shafier
</div></div>