?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Руководителю [музыкантов] на негинот.

Псалом Давида Когда взываю я, ответь мне, Б-г справедливости моей.

В теснине Ты дал мне простор! Помилуй меня и услышь молитву мою!

Сыны человеческие! Доколе честь моя будет на поругание?

[Доколе] любить будете пустое, искать будете ложь? Навеки.

И знайте,что отличил Г-сподь благочестивого Его.

Г-сподь услышит, когда я буду взывать к Нему.

[Даже если] гневаетесь – но не грешите, говорите в сердце вашем, на ложе вашем – но молчите.

Навеки. Приносите жертвы справедливости и полагайтесь на Г-спода.

Многие говорят: «Кто покажет нам благо?»

Подними над нами свет лица Твоего, Г-споди!

Ты дал радость в сердце моем со времени, когда умножились хлеб их и вино их.

С миром я лягу и сразу усну, ибо Ты, Г-сподь, даешь мне и в одиночестве жить в безопасности.

Пишет Мальбим, что царь Давид написал этот псалом, когда в его время три года был голод в Израиле, и насмешники из народа говорили, что причина этого голода – грехи Давида. Написано в книге Шмуэля: «И был голод во дни Давида три года, год за годом. И спросил Давид Г-спода [о причине голода]. И сказал Г-сподь: из-за Шауля и из-за дома крови – за то, что убил гивонитян» (2-я часть, 21:1). Как известно, Давид выполнил требования гивонитян, и пошел дождь.

«Когда взываю я, ответь мне, Б-г справедливости моей» (4:2) – Всевышний ответил на молитву Давида и подтвердил непричастность Давида к страданию народа.

Пишет Мальбим, что теперь Давид обращается к тем насмешникам из народа: «Сыны человеческие! Доколе честь моя будет на поругание?» (4:3) – насколько пути ваши противоположны путям Всевышнего. И далее: «[Доколе] любить будете пустое, искать будете ложь?» (4:3) – пустое вы сделали тяжелыми обвинениями. А если не находите пустых обвинений, то переходите к ложным.

«И знайте, что отличил Г-сподь благочестивого Его» (4:4) – Всевышний дал ответ, подтверждающий праведность Давида.

«[Даже если] гневаетесь – но не грешите, говорите в сердце вашем, на ложе вашем – но молчите. Навеки» (4:5). «[Даже если] гневаетесь» – из-за ответа Всевышнего, «но не грешите» – говоря злое против Давида и упоминая его историю с Бат-Шевой. «Говорите в сердце вашем» – о грехах ваших «на ложе вашем», «но молчите» – чтобы не согрешить злословием на Давида.

«Приносите жертвы справедливости» (4:6) — пишет Мальбим, что теперь Давид обращает свой взор к священникам, приносящим жертвы Всевышнему, и велит им принести «жертвы справедливости» – жертвы благодарности Всевышнему, возвестившему о праведности Давида.

«И полагайтесь на Г-спода» (4:6) – в уверенности, что Он даст дождь земле Израиля. А ведь во время голода многие ждали дождя и говорили: «Кто покажет нам благо?» (4:7). И молили Всевышнего, чтобы закончился период сокрытия Его лица: «Подними над нами свет лица Твоего, Г-споди!» (4:7).

«Ты дал радость в сердце моем со времени, когда умножились хлеб их и вино их» (4:8) – и прекратился голод. «С миром я лягу и сразу усну, ибо Ты, Г-сподь, даешь мне и в одиночестве жить в безопасности» (4:9) – ибо есть изобилие, и может жить народ Израиля вне зависимости от других стран и необходимости покупать там урожай.

«[Даже если] гневаетесь – но не грешите, говорите в сердце вашем, на ложе вашем – но молчите. Навеки» (4:5). По количеству толкований этот стих по праву может претендовать на одно из самых первых мест. Согласно классическому комментарию, и как написано выше в этом стихе содержится обращение к врагам и ненавистникам Давида, которые гневаются на него и выискивают его грехи и недостатки. При этом они грешат против Давида и вредят самим себе. Мальбим пишет, что их гнев возгорелся из-за истории с Бат- Шевой. Рабейну Хида пишет в своей книге «Йосеф теилот», что их попытки опорочить Давида былисвязаны либо сего происхождением от моавитянки Рут, либо с историей его рождения, которая похожа на рождение Реувена, сына Яакова (см. 69-й псалом). Поэтому обращается к ним Давид: «Даже если гневаетесь – но не грешите» (4:5) – говоря пустое. Святость Реувена и Давида – как святость всех праведников Израиля. А то, что царь Давид страдал из-за ложных подозрений, многократно увеличивает его награду, как сказал рабби Йоси: «Да будет доля моя среди тех, кого подозревали, но они были чисты» (трактат Шаббат, 118б).

Рабейну Яаков в своей книге «Бааль а-турим» (Шмот, 20:17) объясняет этот стих совершенно по-другому. Он пишет, что всякий, у кого есть богобоязненность и стыдливость, не согрешит с легкостью. Поскольку стыд удерживает от греха, а гнев, наоборот, приводит к нему. И об этом сказал Давид: «[Даже если] гневаетесь но не грешите» (4:5). Текст знаменитого письма Рамбана, которое он послал со Святой земли своему старшему сыну Нахману, созвучен этому смыслу:

«Старайся всегда разговаривать спокойно с любым человеком и в любое время. И благодаря этому спасешься от гнева. Ведь гнев – это дурное качество, которое толкает человека к греху… А когда избавишься от гнева – появится в сердце твоем скромность – самое лучшее из всех качеств человека. И благодаря скромности почувствуешь в сердце своем богобоязненность… С этими качествами будешь рад доле своей. И когда будешь вести себя скромно, стыдясь любого человека и боясь согрешить, – тогда будет на тебе дух Б-га и сияние Славы Г-спода, и удостоишься жизни в Будущем мире».

Обещает Рамбан: «Читай это письмо один раз в неделю, не пропуская. Исполняй написанное в нем, идя путями Б-га, чтобы во всем иметь успех и удостоиться награды, приготовленной для праведников в Будущем мире. И во всякий день, когда прочтешь это письмо, ответят тебе с Небес на любой твой вопрос. Амен! Да будет так вовеки!» Многие молитвенники начинаются с текста этого письма.

Есть еще одна трактовка этого стиха.

Сказал рабби Йеошуа бен Леви (трактат Брахот, 4б), что даже если произнес человек молитву «Слушай, Израиль» (молитва Шма) в синагоге – тем не менее, есть у него заповедь прочитать эту молитву у своей постели перед сном. Спрашивает рабби Йоси: «Где написано, что есть такая заповедь?» И приводит в ответ этот стих: «[Даже если] гневаетесь – но не грешите, говорите в сердце вашем, на ложе вашем» (4:5). Слова «говорите в сердце вашем, на ложе вашем» намекают на молитву Шма, в которой говорится: «Да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И повторяй их детям твоим, и говори их, сидя в доме твоем и идя по дороге, и когда ты ложишься, и когда ты встаешь» (Дварим, 6:6-7).

Молитва Шма входит в специальную молитву перед сном, которая приводится в молитвенниках. Эта молитва охраняет душу человека во время сна. Неслучайно в нее входит 91-й псалом, который обладает уникальным свойством защищать душу от нечистых сил. Несомненно, и этот стих Давида имеет особое уникальное свойство охранять спящего, поскольку он включен в эту молитву перед сном, и произносят его три раза.

И еще. Известно, что два ангела борются в сердце человека, чтобы направить его: ангел дурного начала – на путь, уводящий от Всевышнего, и ангел доброго начала – на путь возвращения к Всевышнему. В Талмуде (трактат Брахот, 5а) говорит рабби Шимон бен Лакиш, что человек должен постоянно просить ангела доброго начала в гневе атаковать ангела дурного начала, чтобы тот прекратил его искушать. Постоянно – потому что дурное начало не оставляет попыток совратить человека всю его жизнь. И ссылается рабби Шимон бен Лакиш на этот стих, поскольку в нем содержится намек на методику защиты от искушения. Только теперь следует изменить перевод этого стиха: «Гневите [доброго ангела против злого] – но не грешите».

Продолжает рабби Шимон бен Лакиш, что если человеку удалось победить искушение дурного начала – хорошо. Если нет то дальше в этом стихе написано: «Говорите в сердце вашем» – надо заняться изучением Торы. Если дурное начало не унимается далее написано: «На ложе вашем» – надо прочесть молитву Шма, которую произносят у постели перед сном. Если и это не помогло далее написано: «…но молчите. Навеки» – тогда пусть человек напомнит себе о дне смерти (когда придется отвечать за содеянное).

Спрашивает рабби Йеонатан Айбешиц в книге «Яарот дваш»:

«Зачем надо проходить три этапа защиты от искушения? Почему мудрецы не посоветовали сразу вспомнить день смерти?» И отвечает, что мудрецы отметили три варианта защиты в зависимости от трех причин, приводящих человека к совершению греха. Если человек не понимает тяжесть греха, то следует ему заняться изучением Торы, чтобы понять это. Если гордыня толкает его на грех, то пусть прочтет молитву Шма, которая помогает смирить гордыню. Если же причиной являются вожделение и страсть человека, то напоминание о дне смерти успокоит его чувства.

Разумеется, что бы мы ни делали из этой методики, всегда следует обращаться к Всевышнему за помощью.

автор текста: рав Моше Абрамович