?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В этой недельной главе Яаков отправляется в город, где живет его дядя Лаван, чтобы там обрести жену. Яаков прибывает на место и встречает у колодца свою двоюродную сестру Рахель. Он принимает решение, что именно Рахели суждено быть его женой. Яаков был настолько увлечён шидухом (сватовством), что согласился работать на дядю Лавана в течение семи лет, прежде чем он получит право жениться на Рахель.
Действительно, Тора сообщает нам, что любовь Яакова к Рахели была настолько сильна, что семь лет были в его глазах, «будто несколько дней» (Берешит 29:20):

«И служил Яаков за Рахэйль семь лет; и они были в глазах его, как несколько дней, по любви его к ней».



Наконец семь лет миновали, и настал долгожданный день. Лаван пригласил весь город на свадебное торжество. Это событие праздновали все, кроме старшей сестры Рахели, Леи, которая осталась один на один со своей горькой, неразрешимой судьбой.

Яакова трудно назвать наивным парнем (вспомните, как ловко он вернул себе наследственное право первородства у своего брата Эйсава), и он весьма основательно подозревал, что Лаван любыми путями попытается хитростью выдать за него замуж старшую дочь Лавана Лею.

Коль скоро невесты традиционно носят завесу, прикрывающую их лицо, Яаков создает некий «секретный пароль», который может гарантировать, что под хупой находится его возлюбленная Рахель.

Представьте такую картину: прибывают сотни гостей. Оркестр, фотографы и официанты занимают свои позиции. Яаков находится под хупой в трепетном ожидании и… к нему ведут невесту! Так как лицо её закрыто, никто не знает, что Лаван ухитрился применить очередной трюк: под фатой, закрывающей лицо, действительно стоит одетая в свадебный наряд Лея.

Чего мы ожидаем в дальнейшем? Яаков должен попросить невесту назвать секретный пароль, что заставит Лею затрудниться с ответом. Подозрения Яакова подтвердятся, он поднимет свадебную чадру — и перед изумленными гостями раскроется бессовестный обман Лавана.
Толпа начнет активно обсуждать случившееся, а опозоренная Лея в слезах выбежит прочь …

Но ничего подобного не произошло. Лея называет правильный пароль, и, вместо скандальной развязки, невеста остается под хупой, а бракосочетание продолжается и набирает силу. Как же так?

Это произошло потому, что Рахель, предвидя, какое страшное бесчестие должна испытать её сестра, если раскроется обман отца, научила Лею, как отвечать жениху. Чтобы избежать стыда и разочарования для сестры, Рахель готова отказаться от мужа, которого она терпеливо ждала все семь лет! (см. Талмуд Мегила 13b).

Представьте, что вы в течение семи лет думаете о браке и, наконец, готовитесь к нему. Наступает долгожданный торжественный день.
Вы задумаетесь над тем, чтобы принести в жертву свою свадьбу ради того, чтобы спасти другого человека от стыда и разочарования !?

Рахель сделала это и достигла величия, ибо она готова была поступить именно так. И поступила.
Этика в Торе
У Торы есть свои внутренние этические законы, которые предполагают максимальную защиту другого человека, дабы не вводить его в смущение и стыд:

1. Во времена Святого Храма, приношения за серьёзные прегрешения приносились в трудно определяемом месте, так что «зритель», находящийся на «сцене» Храма, не смог бы с точностью распознать, по какой причине была принесена та или иная жертва (Ваикра 6:18; Талмуд — Сота 32b).

2. Когда человек исповедуется в своих грехах (как мы это делаем в Йом Кипур), он обязан говорить тихо, чтобы другие не могли его услышать.

3. В законах о возмещении ущерба декларировано: человек может подать в суд на обидчика не только за физический ущерб, но и за эмоциональное оскорбление и пережитый стресс, особенно за боль от смущения и стыда (Маймонид, Законы ущерба 3:1, 3:7).

4. Обратите внимание: один самых высоких уровней благотворительности, когда ни дающая сторона, ни принимающая сторона не знают друг друга. Такое положение минимизирует любое затруднение, испытываемое бедным человеком (Маймонид, Законы цдаки 10:7-14).

5. В истории о Биламе и его говорящей ослице ангел убивает ослицу, чтобы Билам не испытывал чувство постоянного стыда. Тора требует чуткого и уважительного отношения даже к злому человеку! (Бемидбар 22:33 с комментариями Раши, Мидраш Бемидбар Раба).

6. Когда человек призван сделать алию, он должен самостоятельно и публично произнести стихи из Торы. Однако, ввиду того что многие люди не в состоянии читать на иврите надлежащим образом, мудрецы обязали: пусть один человек читает вслух, а другие – могут слышать и повторять во избежание смущения не умеющих читать.

Талмуд усиливает отмеченное явление сравнением публичного позора, совершенного над другим человеком, с убийством. Когда человек испытывает смущение от стыда, его лицо начинает краснеть от притока к нему крови; затем кровь как бы стекает, и лицо бледнеет. «Пустить (слить) чужую кровь» — это акт, похожий на убийство. На более глубоком уровне переживание чувства стыда и смущения может «убить» человека морально и эмоционально.
Награда Рахель

Мидраш (Берешит Раба 82:10 и Псикта Эйха Рабати рассказывают, что Яаков похоронил Рахель по дороге в Бейт-Лехем, а не в Хевроне, как хоронили остальных праматерей. Он предвидел, что евреи по дороге изгнания станут проходить мимо Бейт-Лехема и пожелают, чтобы душа Рахели сострадала им и помолилась за них.

Через тысячу лет евреи сделали идола для поклонения в Святом Храме, и Б-г намеревался уничтожить Иерусалим. Души еврейских праотцев и праматерей взывали к Создателю с просьбой об избавлении еврейского народа от постоянных гонений и ссылок. Авраам противопоставил решению Всевышнего аргумент о том, что он принёс монотеизм всему человечеству. Но Б-г сказал, что этого уже недостаточно. Ицхак умолял Б-га вменить в заслугу евреям его готовность принести жертву на горе Мориа; и вновь Б-г посчитал это недостаточным. Яаков, Моше и другие лидеры народа представляли каждый по-своему заслуги и достоинства перед Творцом — но никто из них не сумел поколебать уверенность Вс-сильного.

Тогда перед Б-гом предстала душа Рахель. «Владыка Вселенной», — начала она, — «Семь лет я ждала счастья, чтобы выйти замуж за возлюбленного моего Яакова. Когда, наконец, наступил долгожданный день свадьбы, мой отец выдумал коварный план, дабы подменить меня Леей. Я поняла, что её опозорят и предадут стыду, поэтому, из-за глубокого сострадания к ней, я поведала Лее секретный пароль. Я превозмогла себя, и не было зависти в душе моей. Я позволила провести свадьбу в моём доме. Поэтому, если я смогла решиться на это, неужели, Ты — Великий Б-г, не снизойдёшь до нашей слабости идолопоклонства, совершённой в Твоём доме?»

Б-г проявил жалость и сострадание мгновенно. Он сказал: «Не плачь и не сетуй об изгнанных народа Моего, Рахель. Ради тебя я возвращу детей Израиля под сень родного дома раз и навсегда» (Ирмеяѓу 31).
Простой народ творит великие дела

Всеобщее внимание в западном мире обычно привлекают «большие» достижения: портреты политиков, знаменитостей и бизнес-магнатов пестрят на обложках журналов и прославляются как символы власти и широкого влияния.

На самом деле, это полное искажение реальности. Попросите 100 человек назвать имя того, кто оказал величайшее влияние на их жизни!..
Крайне малы шансы, что кто-то из опрашиваемых упомянет золотого медалиста Олимпийских игр или президента страны. Как правило, в самом распространённом ответе можно услышать, прежде всего, рассказ о влиянии родителей или учителей. Это они повлияли на нас и сделали нас такими, какие мы есть и по сей день; и происходит такая оценка вовсе не из-за будоражащих и драматических событий, а потому, что родители и учителя последовательно проявляли свою заботу о нас и сострадание к нам.

В этом урок, преподанный нам Творцом через молитву Рахель, которая в Его глазах была превыше остальных, не менее важных исторических личностей и героев Танаха.

Однажды рабби Моше Файнштейн, лидер американского еврейства, был приглашён одним из студентов на важную встречу. Водитель помог рабби Файнштейну сесть в машину и закрыл за ним дверь. По прибытии в пункт назначения, его встретил один из студентов, который обратил внимание на то, что рука рабби была сильно повреждена и кровоточила. «Что случилось?» — спросил студент. Рабби Файнштейн ответил: «Все в порядке. Шофер нечаянно прищемил мне руку дверью машины, но я ничего не сказал ему, дабы не вводить водителя в стыд и смущение».

В жизни мы наследуем немало вещей от наших предков: биологические и медицинские показатели, цвет волос, здоровье. Духовность также передаётся через ДНК. Когда Рахель проявила свое великодушие и благородство, превзошедшие все наши ожидания, этот «генетический код укоренился в нас на века, наделяя врождённым потенциалом нравственности, позволяющей подняться до больших высот.

автор текста: Рав Шрага Симмонс