?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Шалом! Мудрецы сказали (Псахим 113 б), что есть три вида людей, жизнь которых невозможно назвать жизнью — вспыльчивые, милосердные и брезгливые. Разумеется, что тут идёт речь о людях, у которых эти качества в чрезмерных пропорциях. Если со вспыльчивостью и брезгливостью тут ясно, то почему обладая черезмерной милосердностью жизнь превращаетсья в не жизнь?
Отвечает Гельфман Яаков:

Уважаемый Владимир,

Чрезмерное проявление какого либо качества это значит что человек не может с ним справиться, а оно овладевает им. И тогда когда оно пробуждается, он не в силах его остановить даже если не может ничего сделать. Он взрывается попусту и страдает, ему неприятно от запаха или какого то действия. И точно так же он видит ребёнка который упал и разбил коленку и у него сжимается сердце, но его помощь не нужна, а ребёнок через пару минут и сам забудет о своей ссадине.

Объясняет Раши, что эти обыденные вещи с которыми человек встречается каждодневно, и получается что он всё время находится в неуравновешенном состоянии, и соответственно страдает.

Да, у каждого из этих качеств есть польза, для которой оно нужно. Без этого невозможно идти дорогой Торы: помогать беднякам невозможно без милосердия, быть чистоплотным во время учёбы и молитвы человеку помогает естественная брезгливость, а стоять за интересы Торы помогает праведный гнев. Но если человек не владеет собой в тех ситуациях когда они не приносят пользы, и чувства гнева, брезгливости и жалости овладевают им, то они идут ему во вред и портят ему жизнь.

Рассказывают про одного из праведников, что он попросил чтобы ему не приносили газеты." Ведь там рассказывается про столькие страдания, но я не в силах так много переживать". Переживания нужны если приведут человека к более искренней молитве, если человек станет более мягким по отношению к окружающим, но чрезмерные переживания вредят.

С уважением, Яков Гельфман