?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сущность запрета

Запрещено обижать ближнего, как сказано (Ваикра 24:17): «Не обижайте друг друга» (Талмуд, Бава Мециа, 58 б).

Запрет обижать ближнего включает в себя запрет обижать, огорчать и причинять страдания другому человеку как словами, так и действиями. (Хаей Адам, 143)
Запрет обижать гера

Особенно необходимо быть осторожным, чтобы не обидеть гера (прозелита), ибо Тора несколько раз остерегает нас не обижать геров. (Трактат Бава Мециа 59 б, Шульхан арух 228:2).

Тот, кто обижает гера, нарушает три запрета Торы: общий запрет «Не обижайте друг друга» (Талмуд, Бава Мециа, 58 б), а также: «…гера не обижай» (Шмот, 22:20) и «…когда будет жить с тобой пришелец (гер), не обижай его» (Ваикра 19:33). (Талмуд, там; Рамбам, Законы продажи, 14:15).
Запрет обижать вдов и сирот

Есть также особый запрет притеснять и обижать сирот и вдов, как сказано (Шмот 22:21): «никакой вдовы и сироты не притесняйте». Подробнее об этом запрете читайте тут.
Чуткость к жене

Также необходимо быть особенно осторожным, чтобы не обидеть жену (Шульхан арух, 228:3).

Повелели мудрецы, чтобы муж уважал жену больше, чем себя, и любил её так же, как себя. И если есть у него средства, пусть умножает для нее всякие блага в соответствии с его возможностями, и пусть не наводит на неё лишнего страха, и пусть будет разговор его с ней мягким, без раздражения и гнева. (Рамбам, Законы супружества, 15:19).

Подробней о чутком отношении к жене читайте тут.
Детали запрета
Фотографии

Запрещено показывать другим или публиковать чьи-либо фотографии, если это причинит боль другому. Если само фотографирование причиняет ему боль, то запрещено и фотографировать его.
Дурные поступки

Если еврей совершал в прошлом дурные поступки, но позже раскаялся в них, запрещено напоминать ему о прошлом грехопадении: «Вспомни свои прежние поступки», ибо это причиняет ему боль. (Талмуд, Бава Мециа 58 б, Рамбам, Законы Продажи 14:13, Шульхан арух, Хошен Мишпат, 228:4).

Также запрещено напоминать ближнему о дурных делах его отцов либо родственников, если это причиняет ему боль.

Если еврея постигли какие-либо несчастья, запрещено уязвить его, сказав: «Это тебе наказание за твои грехи». (Талмуд, Рамбам и Шульхан арух, там же) Однако если еврей говорит, что его постигли беды несправедливо, можно напомнить ему о его грехах. (Сма, Хошен Мишпат, там же) Всё же важно сделать это с необходимой деликатностью, дабы не обидеть еврея.

Если есть желание намекнуть еврею на то, что несчастья постигли его небезосновательно, а из-за его грехов, тогда стоит пробудить виновного оставить грехи или раскаяться в них, и это не запрещено. (Талмуд, Брахот, 5 б: «רב הונא תקיפו ליה», 25-ое письмо рава Хаима Каневского, приведено в конце книги Лереаха Камоха, 3-ья часть, Мишпетей Шалом, 7, 14-ое примечание). Однако следует хорошо обдумать свои слова, как сказать их таким образом, чтобы не обидеть ближнего. (Торат Коѓаним, Кдошим, 2, Рамбам, Законы нравов, 6:8)
Спрашивать цену

Запрещено спрашивать у продавца цену товара, если спрашивающий не намеревается его купить. (Талмуд, Рамбам и Шульхан арух, там же) Причина этого запрета: продавец надеялся продать вещь, и он был разочарован. (Меири, там же, Хафец Хаим в книге Ховат ѓа Шмира, 14-ая часть).

Поэтому, если человек уже купил какую-то вещь и видит её в другом магазине, нужно остерегаться, чтобы не спросить продавца, по какой цене он её продаёт.

Можно выяснять цену, когда есть какая-то вероятность, что спрашивающий о цене её купит, либо он желает найти наиболее дешёвую цену этой вещи, сопоставив ее стоимость в нескольких магазинах. (Мишпетей Шалом, 7, 9-ое примечание)

Если человек сообщает продавцу, что не желает купить вещь, а просто выясняет цену, нет запрета это делать. (Мишпетей Шалом, там же)
Ослушаться отца и мать

Даже в случае, если отец или мать повелевают сыну сделать какое-то действие, которое причинит обиду или страдание другому еврею, это запрещено делать, подобно любым другим запретам Торы или мудрецов. (Шульхан арух, Йорэ Деа, 240:15)
Сказать неправду

В случае необходимости можно сказать неправду, дабы предотвратить какую-то неприятность, возможную для ближнего или не обидеть его самого (спасительная ложь). (Санѓедрин 11 а, Сефер Хасидим, 642, Шаарей Тшува, 3:181). Когда есть необходимость солгать, стоит, при возможности, сказать её такими словами, в которых есть двойственное значение, чтобы это не было прямой ложью. (Сефер Хасидим, там же).
Слова Хазон Иша

Пишет Хазон Иш в послании («Сборник Посланий», 1:33):

«Я чувствую для себя большую обязанность остерегаться, чтобы не причинить людям какую-то неприятность даже на одну секунду».

И стоит каждому приучить себя такому поведению.
Запрет позорить

Особенно суровый запрет – на то, чтобы позорить другого еврея.

Тот, кто позорит другого публично, настолько, что тот бледнеет, нарушает гораздо более суровый запрет, и он не удостоится удела в Будущем Мире (если не сделает тшуву до своей кончины).

Запрещено также подговаривать кого-либо к этому действию.

Если человек видит, что кто-то позорит ближнего, ему следует приложить все усилия и все возможности влияния, чтобы тот прекратил свои действия.

Запрет позорить другого еврея действителен, даже если тот, кто позорит, не будет видеть его стыда. К примеру, написанием письма.

Запрещено делать какое-либо действие, если есть сомнение, что вследствие него ближний будет опозорен.

Суров запрет называть ближнего каким-либо обидным прозвищем, дабы опозорить его. Даже если это прозвище дал кто-либо другой, запрещено называть им еврея. Даже если это прозвище давно прилипло к нему и все привыкли называть им какого-либо еврея, и он сам также привык к нему, запрещено использовать прозвище, если оно было дано с целью опозорить его носителя.

автор текста: рав Реувен Куклин