?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Шулхан Арухе, ОХ 288, 4 написано:

מֻתָּר לְהִתְעַנּוֹת בּוֹ תַּעֲנִית חֲלוֹם כְּדֵי שֶׁיִּקָּרַע גְּזַר דִּינוֹ

Разрешено (человеку) поститься в нём (т.е. в Шаббат) постом из-за (плохого) сновидения, чтобы разорвались постановления (Небесного) суда о нём.

Это довольно известная вещь и тут лишь следует добавить, что ША далее разрешает поститься в шаббат лишь в случае, когда во сне человек видел одну из трех вещей:

1) как сжигают свиток Торы;
2) службу Йом Киппура во время молитвы Неила;
3) как обрушились балки крыши дома или выпали зубы у человека.

Тогда в шаббат поститься можно. Если же человек видел сновидение о каких-то других плохих вещах, то нужно перенести пост на следующий день. Это я написал к тому, что плохое сновидение - вещь важная.

Так вот, теперь перейдем к не совсем очевидной ситуации: Если человек увидел плохое сновидение о другом человеке, то как ему поступить? В Сефер Хасидим есть на это ответ:

אם מראים לראובן קשה על שמעון, הרי צריך ראובן להתענות, שהרי שמעון נזוף, לכך לא הראוהו לו

Если увидел (например) Рувен тяжелый (сон) про Шимона, вот же должен Рувен поститься, потому что Шимон был приговорен (к наказанию Небесным судом).

И дальше пишет Сефер Хасидим, что поступающий так, исполняет заповедь "любить ближнего своего как самого себя".

Однако, возникает вопрос, когда сам человек не стал бы поститься из-за плохого сна о самом себе: должен ли он поститься из-за плохого сна о товарище? Ведь если человек относится к себе так, что не стал бы поститься ради себя, то по логике заповеди "любить ближнего как самого себя" получается, что никаких действий ради ближнего в таком случае не должен предпринимать.

ШуТ Мешив Давар считает, что поститься надо.

ТаШБеЦ же считает, что и в таком случае в принципе нужно принять меры и приводит слова из Талмуда:

דחזא חלמא ולא ידע מאי חזא ליקום קמי כהני בעידנא דפרסי ידייהו ולימא הכי רבש''ע אני שלך וחלומותי שלך חלום חלמתי ואיני יודע מה הוא בין שחלמתי אני לעצמי ובין שחלמו לי חבירי ובין שחלמתי על אחרים אם טובים הם חזקם ואמצם כחלומותיו של יוסף ואם צריכים רפואה רפאם כמי מרה על ידי משה רבינו וכמרים מצרעתה וכחזקיהו מחליו וכמי יריחו על ידי אלישע וכשם שהפכת קללת בלעם הרשע לברכה כן הפוך כל חלומותי עלי לטובה ומסיים בהדי כהני דעני צבורא אמן

Тот, кто видел сон и не знает, что он видел, пусть встанет перед коэнами во время, когда они возносят руки (в благословении) и скажет так: "Владыка всего мира! Я - Твой и сны мои - от Тебя! Видел я сон мой и не знаю, что он: как (тот сон), что видел я о себе, так и (тот сон) что видели обо мне товарищи мои, так и (тот сон) что видел я о других. Если добрые они (сны), укрепи их и поддержи, как сны Йосэфа, а если нуждаются они в исцелении, (то) исцели их, подобно водам Мары посредством Моше - учителя нашего, и подобно Мирьям от проказы её, и подобно Хизкияhу от болезни его, и подобно водам Йерихо посредством (пророка) Элиши. И как тогда превратил Ты проклятие Билама-злодея в благословение, так обрати все сны мои к добру!". И заканчивает вместе с коэнами, чтобы община ответила: "Амэн"!

Тут следует обратить внимание на причины, которые должны сподвигнуть человека прийти к коэнам из-за плохого сна. А их три:

1) видел сон о себе;
2) другие видели сон о нём;
3) видел сон о других.

То есть, даже если человек не постится за себя, то ради другого он должен что-то предпринять. Варианта два: либо поститься за другого, либо рассказать о своём сне тому, о ком он его видел. Так и пишет Сефер Хасидим:

ואם לא יתענה טוב להגיד לו כדי שהוא יתפלל על עצמו

А если не будет поститься, лучше рассказать ему, чтобы он помолился за себя.

Относительно того, как рассказать товарищу о плохом сне, тоже имеются тонкости.

Во-первых, что значит плохой сон о товарище? Сефер а-Брит говорит, что это увидеть следующие вещи:

1) товарищ умер;
2) товарищ заболел;
3) с товарищем случилась какая- либо беда.

Кстати, Сефер а-Брит говорит, что постом дело не ограничивается и видевший такой сон о товарище должен поститься, помолиться о благополучии товарища и дать за всё это дело цдаку. А дальше он пишет “а если нет”, то должен сказать ему о плохом сне намеком: “(Ты) нуждаешься в милосердии Небес, и сделай тшуву, и помолись, и дай цдаку”. Но не скажешь ему открыто, что видел во сне, что он умрет, из-за большого страха, от которого он действительно может умереть.

В продолжении я напишу, с Б-жьей помощью, о плохих сновидениях, ради которых не нужно поститься и предпринимать что-либо.

автор текста: Александр-Цви Сыпков