?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Прежде чем обсуждать этот вопрос, давайте для начала поймём, что такое самопожертвование в иудаизме.

На уровне физического аспекта нашего существования, самопожертвование - это готовность пожертвовать собой, своими интересами для блага других или ради веры, идеи, убеждений.

На уровне духовном самопожертвованием является полное самоотречение от своего "я", аннуляция себя перед Всевышним ("битуль").

В истории еврейского народа есть много примеров, когда евреи жертвовали своими жизнями ради Всевышнего ( "кидуш Ашем"): рабби Акива, Хана и семь её сыновей, граф Потоцкий и др.

Хасидут объясняет, что первым человеком в мире, показавшим пример настоящего, истинного самопожертвования во взаимоотношениях между человеком и Всевышним, стал наш праотец Авраам. Что здесь имеется в виду? То испытание Авраама, когда его бросили в огненную печь? Нет. Полного самоустранения перед Творцом наш праотец достиг во время десятого испытания, когда Всевышний попросил его принести в жертву своего сына Ицхака. Почему именно это испытание считается самым известным примером самопожертвования в еврейской традиции?

Попытаемся разобраться...

Хасидут говорит, что главной причиной создания мира было желание Всевышнего раскрыться в низшем, материальном мире.

Обратите внимание на слово "Всевышний": Он Всё, Он выше, Всё свыше.

А суть материальности – "Есть, Я Есть". Получается, либо открыт СВЕТ Всевышнего и всё существующее - Его часть и нет ничего другого, либо есть "Я" и СВЕТ Всевышнего скрыт, чтобы дать нам возможность чувствовать себя "Есть".

Великие еврейские праведники, которые жертвовали своими жизнями ради освящения Б-жественного имени или для спасения других евреев, хорошо понимали, для чего они это делают, ведь их цели соответствовали духу Торы.

В случае Авраама, не шла речь об освящении имени Всевышнего, т. к. на горе Мориа они с Ицхаком были вдвоём... Плюс к этому, повеление Всевышнего противоречило логике и здравому смыслу: ведь Он сказал Аврааму, что именно Ицхак станет его духовным наследником и от него произойдёт народ, который будет служить Всевышнему, раскрывая Его Свет в этом мире и соединяя высшее с низшим.

Таким образом принесение в жертву Ицхака могло показаться бесцельным поступком, не приносящим никому блага, а наоборот, причиняющим вред всему мирозданию...

Но Авраам не колебался ни минуты, отправившись выполнять волю Всевышнего. Это возможно только через полное отрицание своего "Я", выход за пределы собственной личности: "МЕНЯ нет, есть только Творец!"

Это и есть истинное самопожертвование ради Всевышнего на духовном уровне.

Задача евреев - соединять духовное с материальным, служить проводниками Света Всевышнего в этом мире. Но при этом не раствориться в нём, а остаться "Есть", пожертвовавшим своим "Я"!

* * *
А что вы думаете об идее самопожертвования - духовного или физического? В каких случаях это необходимо и оправдано? Поделитесь мнениями в комментариях!

автор текста: Дина Лейбман