?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вайера: Как все начиналось

Палящее солнце упрямо висело на небосводе, подталкивая все живое искать хоть какую-нибудь тень. Ветер пустыни обдавал жаром лицо, заставляя укутываться в "куфию" – головной убор жителей пустыни.

В тени пальм, окружающих небольшой пруд, лежали матрасы, наполненные бараньей шерстью. Их расставили на большом расписном ковре, привезенном из Фив. Его подарил купец, который вел свой караван в далекую Сирию, где такие ковры ценились на вес золота. Купец был потрясен отношением добродушных хозяев, принявших у себя весь его караван и не просивших за это платы. Конечно, хозяева были богаты: по всей округе паслись их многочисленные стада, и было у них множество рабов, управляющихся с этим хозяйством. Говорили даже, что хозяин водил дружбу с самим Фараоном! Но тем не менее, скупой купец, поначалу прищурившись, с подозрением выслушивал необычную для того времени просьбу:

"Прошу, остановитесь у нас хоть ненадолго, отдохните и поешьте, мои люди напоят ваших верблюдов". Сначала он думал, что здесь живут какие-то разбойники, которые вначале дают кров и еду, а потом или грабят, или предъявляют огромные счета к оплате. Но удостоверившись в честности этих людей, он, сам не ожидая от себя такого, решил подарить в этот гостеприим-ный дом один из своих изысканных ковров.

Рядом с шатром паслась отара овец. Это были дрессированные овцы, их научили в жару прятать головы под боками друг у друга, что помогало им переносить эти знойные дни. Напротив шатра, под навесом, стояла длинная печь, собранная из камней, обмазанных глиной. В ней готовили еду для хозяев, работников и многочисленных гостей. Блюда, которые делала хозяйка дома, славились по всей округе. Они благоухали диковинными ароматами специй, которыми угощали их путешественники, приходящие с разных концов света.

Солнце только подходило к зениту, но на запах уже собирались работники, успевшие справиться со своими делами.

Как-то раз шайка разбойников, прознав о том, что караваны сворачивают к этому селению, начала организовывать засады по дороге к нему, и поток гостей резко иссяк. Хозяин, узнав, что именно является причиной страха путников, собрал своих людей, воевавших еще в Великой битве у Эдреи, и прогнал бандитов, за что его не раз потом благодарили купцы и караванщики.

Караваны, груженные товарами из Сдома и Аморы, шли непрерывно, и погонщики верблюдов всегда с радостью оставались у них на отдых. Им нравились не только прохлада тени оазиса и вкуснейшие ле-пешки, которые пекли в этом доме. Больше всего им нравилась подкупающая улыбка хозяина, его доброта, непривычная после слепой ненависти, царившей в их краях. Они рассказывали, как коренные жители этих городов, не желая принимать у себя беженцев и приезжих с других стран, издали закон, что запрещено под страхом смертной казни принимать у себя приезжих и даже кормить нищих. Рассказывали также, что некоторым гостям этих городов отрезали ноги, чтобы они были наглядным примером нежелания принимать гостей коренными жителями Сдома.

Глядя вдаль, хозяин думал о прошедших днях. Он вспоминал, как по повелению Всевышнего сделал обрезание. Как кто-то из близких посмеивался, а кто-то и поддерживал его. Но он выбрал свой Путь. Путь Добра. А сегодня, как назло, не было путников, и он с надеждой вглядывался в марево над барханами.

Над одним из холмов показались силуэты. Сначала он думал, что это мираж, но они не исчезали, и он призывно замахал руками, привлекая их внимание…

Короткие комментарии на события главы

Сара рожает Ицхака после того, как она побывала в плену у Авимелеха.

Хазаль объясняют, что Авраам помолился за Авимелеха, дом которого был наказан Б-гом за пленение Сары. А тому, кто молится за нужды других, Вс-вышний помогает вначале ему, и только потом тем, за кого он молился. И это было еще одной заслугой, благодаря которой Авраам удостоился сына от Сары.

Насмешники того времени злословили: Ицхак – сын Авимелеха. Ведь вон сколько Сара жила с Авраамом – и не рожала! А на самом деле бездетной была Сара, ведь у Авраама уже был сын от Агар, Ишмаэль! Говорят Хазаль: "Иногда достаточно небольшой насмешки, чтобы сбить человека с пути правды".

Но люди не поверили насмешникам, ведь Ицхак родился поразительно похожим на Авраама, и ни у кого не возникало сомнения, что именно он отец Ицхака.

18:1. Написано в Хазаль, что пророчество получал только тот, чье телесное и душевное состояние безупречны. А Авраам страдал, ведь третий день после обрезания – самый сложный. И когда один из ангелов – Рафаэль его исцелил, тогда уже Авраам смог разговаривать со Вс-вышним.

18:1. "А он сидит". Вс-вышний открылся Аврааму. Ангелы воскликнули: «Как некрасиво: Авраам сидит перед Вс-вышним?» Ответил им Б-г: «Потомки Авраама будут стоять, когда весь мир будет лежать, распростершись перед идолами».

18:1. "А он сидит перед входом". Талмуд (Эрувин, 19) приводит, что Авраам сидит перед входом в Геином и спасает евреев, которые обрезаны (находит им заслуги).

18:1. Б-г сказал Аврааму: «Сиди, и далее так и будет: , а Я стоять над ними».

18:4. "Омойте ноги" – предлагает Авраам гостям. Раши объясняет скрытую причину этого предложения: чтобы не заносить авода зара в дом, ведь некоторые поклонялись пыли на ногах. Но как можно поклоняться пыли? Для тех людей пыль на ногах была показателем того, сколько человек зарабатывает. Они верили только в свои силы, не веря, что миром правит Б-г, считая, что после создания мира Б-г отстранился от него.

Почему написано, что Авраам принес гостям масло и молоко, но не написано, что принес хлеб? Отвечают Хазаль: Сару исцелил ангел, пришедший помочь Аврааму, и она, получив возможность рожать детей, стала нида. И вся еда, к которой прикоснулась нида, стала непригодной Аврааму. А почему не дал гостям, ведь он считал их идолопоклонниками? Они ведь точно не соблюдали законы святости? Ответ можно увидеть в Шулхан Арухе, который приводит закон, что хозяин должен есть вместе с гостями. И поэтому, если гости едят пат палтер, (и только в подобных случаях) а хозяин нет, то ради гостей он может есть такой хлеб, чтобы не обидеть гостей. В случае же с Авраамом это были законы нечистоты, а не постановление мудрецов. И поэтому он вообще не принес хлеба.

Вс-вышний говорит, что спустится в Сдом, чтобы проверить, как ведут себя его жители. Отсюда учат: "Не суди о ближнем, пока не будешь на его месте".

18:32. Авраам, упрашивая Вс-вышнего смилостивиться над жителями Сдома, доходит до 10 праведников, которые, возможно, проживают в Сдоме, и из-за которых он просит не наказывать Сдом. Почему же он остановился на десяти? Если посчитать семью Лота, то как раз получается десять: Сам Лот, его жена, четыре дочери и четыре зятя. А почему он не просил, если окажется меньше, чем десять?

Во время потопа было 8 праведников, но это не помогло, чтобы спасти тот мир.

автор текста: Рав Лейб Гельфанд